Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 610501)
Контекстум
Философия науки

Философия науки №4 2004

0   0
Страниц168
ID202545
АннотацияВыходит с 1995 года. Это первый российский журнал, посвященный проблемам философии, логики, методологии и истории естественных наук. Основные направления журнала: анализ философских, методологических и логических проблем современного естествознания (физики, химии, геологии, биологии, медицины) и математики; история естествознания в контексте развития его философии, логики и методологии; в разделе “Из архивов” публикуются неизвестные или забытые в силу разных причин, но не потерявшие актуальность работы известных философов и ученых-естествоиспытателей.
Философия науки : НАУЧНОЕ ИЗДАНИЕ ПО ФИЛОСОФИИ, МЕТОДОЛОГИИ И ЛОГИКЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК .— Новосибирск : Издательство Сибирского отделения Российской академии наук .— 2004 .— №4 .— 168 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/202545 (дата обращения: 22.04.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Антиномии Кантора и Рассела и проблема элементности абстрактных множеств Блинов А. <...> Кризис в стратиграфии: методологические и теоретические основания PDF PDF PDF ИЗ ИСТОРИИ НАУКИ Куперштох Н.А. <...> Деятельность академика Н.А.Христиановича по организации PDF научного центра в Сибири ИЗ АРХИВОВ Бенацерраф П. <...> Алгебра и логика: старые и новые связи PDF PDF НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ 75 лет Борису Ивановичу Пещевицкому Владимиру Серафимовичу Диеву – 50 лет Саббаг К. <...> Странный случай Луи де Бранжа PDF PDF PDF ИЗ ПИСЕМ В РЕДАКЦИЮ Решетняк Ю.Г. О фундаментальном нуле и актуальной длине Шарыпов О.В. <...> ФИЛОСОФИЯ НАУКИ № 4 (23) 2004 Проблемы логики и методологии науки АНТИНОМИИ КАНТОРА И РАССЕЛА И ПРОБЛЕМА ЭЛЕМЕНТНОСТИ АБСТРАКТНЫХ МНОЖЕСТВ <...> настаивал на неизбежно Антиномии Кантора и Рассела и элементность абстрактных множеств 21 антиномичном характере таких представлений, равно как и объектов, претендующих на подобный статус. <...> Если элементы, в свою очередь, опять же являются множествами, то придется допустить, что под словом «иное» Антиномии Кантора и Рассела и элементность абстрактных множеств 23 следует по нимать нечто немножественное. <...> Г.Фреге и его последователям [9] удалось показать, что базисные математические объекты – целые числа могут рассматриваться как характеристики некоторых совокупностей, так что для логического построения натурального числа нужны только множественные переменные. <...> Антиномии Кантора и Рассела и элементность абстрактных множеств 25 Чтобы избавится от неудобств, доставляемых перечисленными видами неопределенности, проще всего ввести соглашение о том, что элементами множеств должны быть опять же множества, а единственным представителем немножественных форм сущего (коль скоро признается их существование) считать пустое множество Æ. <...> Она состоит в том, что расселовский парадокс фиксирует фактом своего Антиномии Кантора и Рассела и элементность абстрактных множеств 27 возникновения новую, отличную от предыдущего <...>
Философия_науки_№4_2004.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Философия_науки_№4_2004.pdf
С О Д Е Р Ж А Н И Е ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ И ИСТОРИИ НАУКИ Батурин В.К. Глобальные исследовательские программы развития научного познания: теоретико-философский анализ и некоторые возможности эпигенеза ПРОБЛЕМЫ ЛОГИКИ И МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ Черепанов С.К. Антиномии Кантора и Рассела и проблема элементности абстрактных множеств Блинов А. Вложенные сверхоценки Карогодин Ю.Н., Симанов А.Л. Кризис в стратиграфии: методологические и теоретические основания ИЗ ИСТОРИИ НАУКИ Куперштох Н.А. Деятельность академика Н.А.Христиановича по организации научного центра в Сибири ИЗ АРХИВОВ Бенацерраф П. Фреге: последний логицист Ершов Ю.Л. Алгебра и логика: старые и новые связи НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ 75 лет Борису Ивановичу Пещевицкому Владимиру Серафимовичу Диеву – 50 лет Саббаг К. Странный случай Луи де Бранжа ИЗ ПИСЕМ В РЕДАКЦИЮ Решетняк Ю.Г. О фундаментальном нуле и актуальной длине Шарыпов О.В. «Расщепление» нуля: от абстрактного к конкретному PDF PDF PDF PDF PDF PDF PDF PDF PDF PDF PDF PDF
Стр.1
№ 4 (23) ФИЛОСОФИЯ НАУКИ 2004 ТЕ О РЕ ТИ КО-ФИ ЛО СОФ СКИЙ АНА ЛИЗ И НЕ КО ТО РЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИХ ЭПИГЕНЕЗА ПРО ГРАМ МЫ РАЗ ВИ ТИЯ НА УЧНО ГО ПО ЗНА НИЯ: В.К. Ба ту рин Из вес т но, что в цен тре вни ма ния фи ло со фии на у ки на хо дят ся об - щие за ко но мер но с ти и тен ден ции на уч но го по зна ния как спе ци фи че с кой де я тель но с ти по про из во д ст ву зна ний, взя той в сво ем раз ви тии на фо не из ме ня ю ще го ся со ци о куль тур но го кон тек ста. Еще Ге гель от ме чал, что «ме тод об ре те ния зна ния не пре мен но пред по ла га ет по зна ние пу ти его дос ти же ния, и под лин ное зна ние не мо жет стать та ко вым без осоз на ния про цес са его дос ти же ния: путь к на у ке сам уже есть на у ка» [1]. Фор мой це ло с т но го ре ше ния про блем фи ло со фии на у ки вы сту па - ют, по на ше му мне нию, гло баль ные ис сле до ва те ль ские про грам мы раз - ви тия на у ки – сис те ма те о ре ти че с ких при н ци пов и по ло же ний, на прав - лен ных на об ъ яс не ние ос нов ных за ко но мер но с тей про цес са раз ви тия на - уч но го зна ния в его ис то ри че с ком, ло ги че с ком, те о ре ти ко-ме то до ло ги - че с ком ас пек тах и спо соб ных пред ска зы вать ра нее не из вес т ные на уч ные фак ты и яв ле ния, пред вос хи щать воз ник но ве ние но вых те о ре ти че с ких пред став ле ний и их сис тем, ре шать сис тем но об ос но ван ным об ра зом весь спектр про блем фи ло со фии на у ки. Сре ди ос нов ных гло баль ных ис - сле до ва те ль ских про грамм раз ви тия на уч но го по зна ния вы де ля ют ся по - зи ти ви ст ская, кон вен ци о наль ная, ана ли ти че с кая, про грам ма кри ти че - ско го и по сткри ти че с ко го ра ци о на лиз ма, фе но ме но ло ги че с кая [2]. При - ве дем их крат кую со дер жа тель ную ха рак те ри с ти ку. г Ба ту рин В.К., 2004 Общие про бле мы фи ло со фии и истории на уки ГЛО БАЛЬ НЫЕ ИС СЛЕ ДО ВА ТЕ ЛЬСКИЕ
Стр.2
4 В.К. Ба ту рин · По зи ти ви ст ская ис сле до ва те ль ская про грам ма раз ви тия на у - ки (О.Конт, Г.Спен сер, Дж.С.Милль, Э.Мах). Но вая фи ло со фия (по зи - ти визм) про ти во пос тав ля ет ся ме та фи зи ке, фи ло со фия рас смат ри ва ет - ся как стро гая сис те ма, об об ща ю щая ре зуль та ты раз лич ных на ук и толь ко в этом по зи тив ном зна че нии име ю щая пра во на су ще с т во ва - ние. Об щи ми на прав ле ни я ми на уч но го по зна ния об ъ яв ля ют ся эм пи - ризм и ин дук ти визм, ко то рые об ъ е ди ня ет ве ра в еди но об ра зие при ро - ды. Вво дит ся не ко то рый пси хо ло гизм в по зна ва тель ные про цес сы. Ут вер жда ют ся стро гий де тер ми низм, воз мож ность при ми ре ния на у ки и ре ли гии, под чер ки ва ют ся ан ти ка у за лизм, ан ти ме та фи зич ность как ос но ва всех идей по зи ти виз ма. · Кон вен ци аль ная ис сле до ва те ль ская про грам ма раз ви тия на у ки (А.Пу ан ка ре, П.Дю гем). Ут вер жда ет ся не об хо ди мость со гла ше ний (кон - вен ций) ме ж ду уче ны ми в ка че с т ве ос но вы на уч ных те о рий. Эти со гла - ше ния (кон вен ции) об у слов ле ны со об ра же ни я ми удо б ст ва и про сто ты и не свя за ны не по с ре д ст вен но с кри те ри я ми ис тин но с ти. По ня тие об ъ - ек тив но с ти сво дит ся к пред став ле нию об об ще з на чи мо с ти, из ко то ро го вы те ка ет тре бо ва ние ин тер субъ ек тив но с ти со гла ше ний (кон вен ций). Ме то до ло ги че с кая на прав лен ность кон вен ци а лиз ма ус мат ри ва ет ся пре ж де все го в ан тро по ло гиз ме. Ут вер жда ет ся, что кон вен ци о наль ные эле мен ты не уст ра ни мы из кор пу са на у ки. Раз ви тие на у ки рас смат ри ва ет - ся как дис крет ный про цесс, а на уч ное со об ще с т во – как со во куп ность раз лич ных груп пи ро вок, не вни ка ю щих в до во ды оп по нен тов. Обос но - вы ва ет ся, что про цесс по зна ния есть про цесс про грес сив ной адап та ции к сре де, а вся кое по зна ние есть пси хо ло ги че с кое пе ре жи ва ние, би о ло ги - че с ки по лез ное для че ло ве ка. Ут вер жда ет ся при н цип эко но мии мыш ле - ния. В ка че с т ве кри те рия на уч но с ти те о рии вы дви га ет ся при н цип ее фаль си фи ци ру е мо с ти, оп ро вер га е мо с ти. В про ти во по лож ность ин дук ти - виз му вы д ви га ет ся ги по те ти ко-де дук тив ная про грам ма на уч но го ис сле - до ва ния. Обос но вы ва ет ся при н цип фал ли би лиз ма. Рост на уч но го зна ния рас смат ри ва ет ся как ча с т ный слу чай об ще го ми ро во го эво лю ци он но го про цес са. От вер га ет ся ку му ля ти ви ст ский при н цип ли ней но с ти на у ки, ут вер жда ет ся, что кри ти цизм в об щем смыс ле яв ля ет со бой уме ние реф - лек ти ро вать в ре жи ме от ри ца тель ной об рат ной свя зи, учи ты вая ис ход - ные пред по сыл ки. · Ана ли ти че ская гло баль ная ис сле до ва те ль ская про грам ма раз ви - тия на у ки (М.Шлик, Р.Кар нап, О.Ней рат, К.Гем пель, К.Ге дель, С.Кли ни, Э.На гель, П.Су пес). Про ис хо дит от каз от ана ли за со дер жа тель ных ос но -
Стр.3