Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 610501)
Контекстум
Вопросы литературы  / №2 2011

Бодлер и Прудон, или Почему надо бить бедных (66,00 руб.)

0   0
АвторыФОКИН С.
Страниц43
ID238418
Аннотация.
Бодлер и Прудон, или Почему надо бить бедных / С. ФОКИН // Вопросы литературы .— 2011 .— №2 .— URL: https://rucont.ru/efd/238418 (дата обращения: 22.04.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

БОДЛЕР И ПРУДОН, ИЛИ ПОЧЕМУ НАДО БИТЬ БЕДНЫХ Фигура и идеи Пьера Жозефа Прудона, одного из са мых пламенных революционеров Франции середины XIX века, составляли стойкое наваждение последних ме сяцев творческой жизни Шарля Бодлера, то есть тех двух неполных лет, которые автор «Цветов Зла» провел в доб ровольном изгнании в Бельгии (апрель 1864 — март 1866го), где в одиночестве, нищете, в состоянии смяте ния, с трудом отвоевывая у наступающей болезни непро должительные моменты здоровья, он работал над малы ми поэмами в прозе «Сплин Парижа», политическим памфлетом «Раздетая Бельгия» и опытом автобиографии «Мое обнаженное сердце». <...> В этой связи достаточно будет вспомнить конечное восклицание одного из самых прово кационных сочинений Бодлерапоэмы в прозе «Бей Бедных! <...> : представив в этой парадоксалист ской поэтической композиции, внешне исчерпывающей ся скандальной сценкой из жизни зарвавшегося город ского фланера, апологию политического насилия, Бодлер завершал пиесу саркастическим вопросом: «Что ты ска 230 жешь на это, гражданин Прудон? <...> » Эта финальная апост рофа, завершающая едва ли не самое контрреволюцион ное и антидемократическое произведение поэта, настоль ко не соответствовала и продолжает не соответствовать общепринятым представлениям об авторе «Цветов Зла», что до сих пор издатели «Малых поэм в прозе» не реша ются включать ее в канонический текст, оставляя в тек стологических примечаниях1 . <...> Между тем поэма «Бей Бедных!» является одним из итоговых сочинений Бодлера, в которое он вложил не только опыт осмысления своего отношения к фигуре Прудона, а через нее — к идее Революции, революцион ного насилия, но и отдельные элементы своего стиля жизни, которому он, наперекор всему и вся, следовал в 1864—1866 годы в Брюсселе, шокируя своим поведением, внешним видом и выходками благопристойных бельгий цев. <...> В этом отношении поэма «Бей Бедных!» представля ется не только итоговым <...>