ПОШКУС, доктор экономических наук, профессор, академик РАСХН, главный научный сотрудник (ВИАПИ имени А.А.Никонова) Необходимость консультационной системы. <...> В жизни сельский товаропроизводитель часто оказывается в ситуации, когда ему не хватает своих знаний для решения возникшего конкретного вопроса, когда ответ нужно искать либо в литературных и иных источниках, либо обратиться к более опытному специалисту. <...> На практике появились специалисты – консультанты, которые, имея соответствующее образование, накопили опыт в своей деятельности, а также проявили способность обобщать опыт многих передовых объектов и рекомендовать его другим. <...> Такие специалисты обычно не работают врозь, а объединяются в группы, фирмы, организации и в целом составляют систему консультирования – звено между наукой и практикой. <...> В годы социализма, когда сельскохозяйственное производство вели крупные колхозы и совхозы, в которых работали опытные, грамотные специалисты, острой необходимости в консультационной поддержке хозяйств не было. <...> Государство снабжало их обильной информацией о достижениях науки и техники, обеспечивало обучение на курсах повышения квалификации, но стимулы рыночной борьбы отсутствовали. <...> В новых условиях рыночных отношений потребность в консультационных услугах стала первой необходимостью. <...> Таким образом, создание института сельскохозяйственного консультирования – это объективное явление, когда ответственные собственники аграрного бизнеса должны обеспечивать эффективное производство в рыночной экономике. <...> В этой связи интересно просле48 дить процесс создания консультационной системы сельского хозяйства на территории бывшего СССР. <...> Для анализа нами избран пример Литвы, которая воспользовалась опытом и деловой поддержкой стран Западной Европы и ускоренными темпами развивала систему сельскохозяйственного консультирования. <...> Литовская консультационная служба сельского хозяйства (ЛКССХ <...>