Религия в демократическом обществе: как влияет воцерковленность на политическую культуру? <...> «Я-субъект» на страницах школьного учебника 2000-х гг.: роль текстового и визуального в конструировании образов детства . <...> Православное просвещение в России в период трансформации (XVII в.) <...> Русский фольклор в системе подготовки магистров педагогики . <...> Ценностные приоритеты семейного воспитания в России . <...> К. Д. Ушинский о значении Н. И. Пирогова для отечественной педагогики . <...> Социальная биография русской духовной психологии (историко-психологический анализ) . <...> «Подобно тому, как гуманитарная наука одухотворяется христианской верой и благодаря богословию приобретает новое духовное измерение и особую глубину, так и “Вестник ПСТГУ”, отражающий развитие разных гуманитарных наук и направлений, будет одухотворяться богословскими и церковно-историческими публикациями, которые могут быть со временем выделены в составе “Вестника” в качестве научной серии»2 . <...> В последующих номерах нашли освещение проблемы взаимодействия современной психологии и православной антропологии: «Богословское понятие личности (просопон) в структуре методологической парадигмы православной психологии и педагогики»9 вершенства»10 блема в христианской антропологии и психологии»12 и христианской антропологии»13 посвящено становлению и развитию отечественного теологического образова3 тник ПСТГУ. <...> От катехизической беседы до современного учебного диалога (на материале истории обучения чтению) // Вестник ПСТГУ. <...> На его страницах стали публиковаться результаты исследований, выполняемых учеными при поддержке Российского гуманитарного научного фонда: «Человек в процессе социализации: три ипостаси»19 «Религиозная социализация: проблемы и направления исследований»21 , «Социальное воспитание в постиндустриальную эпоху»20 ; гранта , Президента Российской Федерации — «Киберсоциализация и Православие: к постановке проблемы духовно-нравственного <...>
Вестник_ПСТГУ._Серия_IV._«Педагогика._Психология»_№1_2011.pdf
ББК 86.372я5
В-38
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР,
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ РЕДАКЦИОННОГО СОВЕТА
протоиерей Владимир Воробьев
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ:
д-р психол. наук, акад. РАО И. В. Дубровина
д-р пед. наук, акад. РАО В. А. Попков
д-р пед. наук, проф., чл.-корр. РАО В. Г. Безрогов
д-р пед. наук, проф., чл.-корр. РАО Н. Л. Селиванова
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ:
д-р пед. наук Н. И. Лифинцева
д-р пед. наук, проф. В. М. Меньшиков
д-р пед. наук Т. И. Петракова
д-р психол. наук Л. Ф. Шеховцова
д-р пед. наук И. В. Метлик
д-р пед. наук (научный редактор) Т. В. Склярова
РЕДАКТОР ВЫПУСКА
Д. В. ПУШКИНА
КОМПЬЮТЕРНАЯ ВЕРСТКА
М. С. Ананко
ISBN 978-5-7429-0646-9 © Оформление. Издательство Православного СвятоТихоновского
гуманитарного университета, 2011
Стр.2
Серия «Педагогика. Психология», выпуск 1 (20). 2011
СОДЕРЖАНИЕ
СКЛЯРОВА Т. В.
Двадцатый номер журнала: что сделано и что предстоит сделать . . . . . . . . . . . . . . . . 5
ИССЛЕДОВАНИЯ: ПЕДАГОГИКА
ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
РОЗИНА О. В.
Профессионально-ценностный выбор преподавателей
«православной культуры» как фактор их самосознания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
СИТНИКОВ А. В.
Религия в демократическом обществе: как влияет воцерковленность
на политическую культуру? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
ШУВАЛОВ А. В.
Принцип симфонии в системе образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
МАКАРЕВИЧ Г. В.
«Я-субъект» на страницах школьного учебника 2000-х гг.: роль текстового
и визуального в конструировании образов детства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42
ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАЛЁТОВА Н. Ю.
Православное просвещение в России в период трансформации (XVII в.) . . . . . . . 53
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
НИКИТЧЕНКОВ А. Ю.
Русский фольклор в системе подготовки магистров педагогики . . . . . . . . . . . . . . . 59
ДИВНОГОРЦЕВА С. Ю.
Православная педагогическая культура России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71
ИГУМЕН КИПРИАН (ЯЩЕНКО)
Основные тенденции развития церковного педагогического образования . . . . . . 81
3
Стр.3
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
ХАУСТОВА Н. М.
Проблема личности, ее развития и воспитания в философско-педагогическом
наследии С. Л. Франка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 91
ЛЮБАН Т. Н.
История и современность педагогической антропологии в России . . . . . . . . . . . . . 98
ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ
ПОТАПОВСКАЯ О. М.
Ценностные приоритеты семейного воспитания в России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .110
НАШЕ НАСЛЕДИЕ
НИКУЛИНА Е. Н.
К. Д. Ушинский о значении Н. И. Пирогова для отечественной педагогики . . . . 139
ИССЛЕДОВАНИЯ: ПСИХОЛОГИЯ
АРТЕМЬЕВА О. А.
Социальная биография русской духовной психологии
(историко-психологический анализ) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 153
Сведения об авторах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 170
4
Стр.4