В.А. Шабунина, Н.В. Дунаева, А.К. Шабунина ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК ПО ПЕДАГОГИКЕ Москва 2016 1 УДК 37 (03) ББК 74. <...> 3 СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ амер. – американский англ. – английский библиограф. – библиографический в. (вв.) – век (века) вуз – высшее учебное заведенип гос. – государственный греч. – греческий деят–ть – деятельность Док-т – документ др. – другой (другие) д.б. – должно быть европ. – европейский исп. – испанский ИТ – информационные технологии к.–л. – какой–либо канад. – канадский к-рый, к-рая – который, которая кол–во – количество КТ – компьютерные технологии лат. – латинский м. б. – может быть мед. – медицинский напр. – например нем. – немецкий обл. – область опр. – определенный опт. – оптимальный ВО – высшее образование пед. – педагогический, педагогическая психол. – психологический, психологическая пр. – прочее проф. – профессиональный росс. – российский, российская РФ – Российская Федерация св–во – свойство см. – смотри сод. – содержание соц. – социальный т. – том т. д. – так далее т. е. – то есть т. к. – так как т. п. – тому подобное усл. – условие фр. – французский хар–ка – характеристика швейц. – швейцарский юрид. – юридический явл. – является 4 А Абитуриент (лат. – abituriens – собирающийся уходить) – выпускник среднего учебного заведения, получивший аттестат зрелости. <...> Абстрагирование (лат. abstrahere – отвлекать) – процесс вычленения к.-л. признака объекта, изучаемой системы, или отвлечения от остальных, благодаря чему формируется обобщенный образ реальности (понятия), позволяющий выделить в ней значимые для деят-ти связи и отношения объектов. <...> Абстракция (лат. abstractio – отвлечение) – мысленное вычленение и превращение в самостоятельный объект исследования отдельных св-в, сторон или состояния предметов безотносительно к их материальному носителю. <...> А. выделяет общее св-во объектов путем установления отношения эквивалентности или равенства между ними, т.е. отождествляет объекты относительно этого <...>
Терминологический_словарь-справочник_по_педагогике_(2).pdf
УДК 37 (03)
ББК 74.Оя21
Т35
Т35
Шабунина В.А., Дунаева Н.В., Шабунина А.К.
Терминологический словарь-справочник по педагогике.
– М.: ИКЦ «Колос-с», 2025. – 544 с.
ISBN 978-5-00129-122-0
Терминологический словарь-справочник предназначен для самостоятельной
работы студентов аграрных вузов при изучении таких дисциплин,
как педагогика, психология, этика и эстетика в профессиональной сфере,
психология деловых отношений. В четкой и доступной форме дает толкование
наиболее употребительных педагогических терминов. Отражает процессы
обновления понятийно-терминологического аппарата современного
профессионального образования, вызванные его модернизацией.
УДК 37 (03)
ББК 74.Оя21
ISBN 978-5-00129-122-0
© ООО Издательско-книготорговый центр
«Колос-с», 2016
2
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ
Актуальность создания словаря обусловлена необходимостью
описания процессов обновления понятийно-терминологического
аппарата профессионального образования современной
России, которые отражают существенные изменения,
идущие в самом профессиональном образовании. На всех
уровнях образования предполагается внедрение образовательных
стандартов, обеспечивающих компетентностный подход,
взаимосвязь фундаментальных знаний и практических умений.
Комптентностный подход, как методологическая основа
образовательных стандартов нового поколения, создает условия
для более эффективного управления качеством профессионального
образования и обеспечения соответствия профессиональной
подготовки запросам рынка труда. Такой подход
подразумевает формулировку целей обучения через компетенции,
востребованные в профессиональной деятельности современного
работника.
Словарь предназначен для самостоятельной работы студентов
при изучении таких дисциплин, как педагогика, психология,
этика и эстетика в профессиональной сфере, психология
деловых отношений и некоторых других, поэтому авторы
стремились сделать его простым и удобным в применении.
3
Стр.3