Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 610501)
Контекстум
Философия образования  / №3 2015

ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС СОВРЕМЕННОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: К ИСТОРИИ ПРОБЛЕМЫ (330,00 руб.)

0   0
Первый авторЧистанов
АвторыЧистанова С.С.
Страниц12
ID358171
АннотацияДанная статья посвящена проблеме создания этичесококгодекса преподавателя высшего учебного заведения в России. иПтоилческие трансформации в нашей стране способствовали неизбежноимзуменению системы высшего образования. Однако реформа высшегораозбования не всегда проводилась системно, что привело к глобальнрыамзличиям в работе государственных и коммерческих вузов, столичниыхпровинциальных университетов. В статье подробно рассматриваются отприворечия профессиональной этики российского академического сообщества с окружающими социальными реалиями, приводится пример одной из попыток разрешения данных противоречий, а именно создание «Концепции кодекса профессиональной этики образовательного сообщества», предложенной Российским Союзом ректоров в 2012 г. Авторы выделяют конкретные проблемы маленького провинциального вуза, обосновывают причины неэффективности таких вузов. В провинции, где в городе один-два вуза, определяющими качествами преподавателя являются не профессиональные заслуги, а социальные связи. Соответственно, этические проблемы подобного вуза отличаются от этических проблем столичного университета. В статье анализируется процесс становления профессиональной этики как научной дисциплины, обосновываются цели современных профессиональных этических кодексов, которые позволяют каждому индивиду реализовать свой потенциал. Справедливо считается, что профессиональная этика появилась вместе с разделением труда. Но в античное время или в Средневековье этика служила обособлению социальной групппы, подобная «племенная» этика оказывается недееспособной в универсальном обществе, ей на смену приходит личная этика, в которой не было места профессиональным интересам. Так формируется рациональная этика. Здесь требуется построение правильного общества, в котором личность сможет стать счастливой. Именно в таком обществе человек начинает искать общность более крупную, чем семья, но менее глобальную, чем нация, государство. Идеальна для этой цели профессиональная группа. Нормирование поведения в таких группах является началом современной профессиональной этики. Высказывается предположение о предметных областях этики внешних и внутренних отношений преподавателя вуза. Выделяются четыре таких области: первая – преподаватель и учебный предмет, вторая – преподаватель и студент, третья – взаимодействие преподавателя с коллегами по работе, четвертая – преподаватель и научная этика. На каждом уровне могут возникнуть свои этические проблемы, они также подробно описываются в тексте статьи. В заключение предлагается программа по внедрению этического кодекса преподавателя в Хакасском государственном университете.
УДК13+378++37.0
Чистанов, М.Н. ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС СОВРЕМЕННОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: К ИСТОРИИ ПРОБЛЕМЫ / М.Н. Чистанов, С.С. Чистанова // Философия образования .— 2015 .— №3 .— С. 188-200 .— URL: https://rucont.ru/efd/358171 (дата обращения: 22.04.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Принята редакцией: 29.04.2015 DOI: 10.15372/PHE20150320 УДК 13+378++37.0 ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС СОВРЕМЕННОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: К ИСТОРИИ ПРОБЛЕМЫ* М. Н. Чистанов, С. С. Чистанова (Абакан) Данная статья посвящена проблеме создания этического кодекса преподавателя высшего учебного заведения в России. <...> Однако реформа высшего образования не всегда проводилась системно, что привело к глобальным различиям в работе государственных и коммерческих вузов, столичных и провинциальных университетов. <...> © Чистанов М. Р., Чистанова С. С., 2015 Чистанов Марат Николаевич – доктор философских наук, доцент, заведующий кафедрой философии и культурологии, Хакасский государственный университет имени Н. Ф. Катанова. <...> E-mail: maratc@mail.ru Чистанова Светлана Сергеевна – кандидат культурологии, доцент кафедры иностранных языков и методики преподавания, Хакасский государственный университет имени Н. Ф. Катанова. <...> E-mail: chistanovaSS@ngs.ru Chistanov Marat Nikolaevich – Doctor of Philosophical Sciences, Docent, Head of the Chair of Philosophy and Culturology, N. <...> 174 М. Н. Чистанов, С. С. Чистанова профессиональной этики российского академического сообщества с окружающими социальными реалиями, приводится пример одной из попыток разрешения данных противоречий, а именно создание «Концепции кодекса профессиональной этики образовательного сообщества», предложенной Российским Союзом ректоров в 2012 г. Авторы выделяют конкретные проблемы маленького провинциального вуза, обосновывают причины неэффективности таких вузов. <...> В провинции, где в городе один-два вуза, определяющими качествами преподавателя являются не профессиональные заслуги, а социальные связи. <...> Соответственно, этические проблемы подобного вуза отличаются от этических проблем столичного университета. <...> В статье анализируется процесс становления профессиональной этики как научной дисциплины, обосновываются цели современных профессиональных этических кодексов, которые позволяют каждому индивиду реализовать свой потенциал. <...> Справедливо считается, что профессиональная <...>