Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 610501)
Контекстум
Философия образования  / №4 2015

О СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРИЧИНАХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ (330,00 руб.)

0   0
Первый авторЛигостаев
АвторыСапрыгин Б.В.
Страниц12
ID359383
АннотацияЦели статьи – обсудить причины возникновения науки и образования как сфер социального бытия и затронуть вопрос о времени их появления в истории. Под причинами возникновения науки и образования в данном случае понимаются причины кондициональные и реализаторные, то есть только необходимые социальные и экономические условия, приводящие к возникновению этих феноменов в тот или иной исторический период. В статье намеренно оставляются без внимания логико-методологические факторы их появления. При анализе указанных социально-экономических причин вводятся понятия науки и образования в широком смысле и современном, узком, смысле. Делаются выводы о том, что наука возникает вследствие острой социально-экономической потребности соответствующего общества и только как один из альтернативных вариантов («ответов») на ситуацию «вызова». Современная система образования есть следствие потребности общества в большом количестве специалистов, способных создавать нечто принципиально новое. Образование же в широком смысле явилось следствием потребности соответствующих социальных групп в подтверждении элитного статуса и поддержании сложных социальных технологий. Современная наука и современное образование появились как массовые явления примерно в одно и то же время – около XVI–XVII вв., и причиной этому стал, по сути, один и тот же фактор – острейшая потребность соответствующих обществ в изменении самих себя (социально и технологически). Наука и образование в широком смысле, возникшие исторически гораздо раньше, не имеют такой органической связи, так как были вызваны не одними и теми же причинами и могли существовать в относительном отрыве друг от друга. Сказанное является одним из доводов в пользу экстерналистской точки зрения, то есть представления о том, что наука и образование возникают и изменяются скорее благодаря внешним социально-экономическим факторам, чем факторам, имманентным по отношению к ним.
УДК316.74
Лигостаев, А.Г. О СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРИЧИНАХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ / А.Г. Лигостаев, Б.В. Сапрыгин // Философия образования .— 2015 .— №4 .— С. 175-186 .— URL: https://rucont.ru/efd/359383 (дата обращения: 22.04.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Conceptual model of consciousness as the selforganization of Leibniz's monads. <...> Philosophy of education and training of managers of the XXI century. <...> Phenomenon of uncertainty and experience of cosmism in the discourse of education. <...> The problems of axiological understanding of the educational process. <...> The axiological coherence between the free market paradigm of education and the consumer society. <...> Принята редакцией: 11.05.2015 DOI 10.15372/PHE20150417 УДК 316.74 О СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРИЧИНАХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ А. Г. Лигостаев, Б. В. Сапрыгин (Новосибирск) Цели статьи – обсудить причины возникновения науки и образования как сфер социального бытия и затронуть вопрос о времени их появления © Лигостаев А. Г., Сапрыгин Б. В., 2015 Лигостаев Александр Георгиевич – кандидат философских наук, доцент кафедры права и философии, Новосибирский государственный педагогический университет. <...> Е-mail: ligostaev@inbox.ru Сапрыгин Борис Владимирович – кандидат философских наук, доцент кафедры теории языка и межкультурной коммуникации, Новосибирский государственный педагогический университет. <...> Е-mail: saprygin2007@yandex.ru Ligostaev Aleksandr Georgievich – Candidate of Philosophical Sciences, Docent of the Chair of Law and Philosophy, Novosibirsk State Pedagogical University. <...> Saprygin Boris Vladimirovich – Candidate of Philosophical Sciences, Docent of the Chair of Theory of Language and Cross-Cultural Communication, Novosibirsk State Pedagogical University. <...> Conceptual model of consciousness as the selforganization of Leibniz's monads. <...> The problems of axiological understanding of the educational process. <...> The axiological coherence between the free market paradigm of education and the consumer society. <...> Принята редакцией: 11.05.2015 DOI 10.15372/PHE20150417 УДК 316.74 О СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРИЧИНАХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ А. Г. Лигостаев, Б. В. Сапрыгин (Новосибирск) Цели статьи – обсудить причины возникновения науки и образования как сфер социального бытия и затронуть вопрос о времени их появления © Лигостаев А. Г., Сапрыгин Б. В., 2015 Лигостаев Александр Георгиевич – кандидат <...>