Института мировой экономики и международных отношений РАН ЭТИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И БЛАГОСОСТОЯНИЕ Статья посвящена проблемам этики человеческой деятельности. <...> В ней анализируется влияние этики на аллокацию ресурсов и благосостояние общества, делается вывод о важности духовно-нравственных ценностей для развития свободных рыночных отношений и гражданского демократического общества. <...> Достижения философских, социологических и экономических исследований в области этики прояснили, что основным ее вопросом является религиозная проблема, т.е. проблема выбора между добром и злом, а важнейшей составляющей этого понятия — духовная творческая деятельность2. <...> Как отметил в свое время лауреат Нобелевской премии Дж. <...> Бьюкенен в своей лекции, прочитанной в Швеции в 1987 г., «нужно восстановить и усилить» старые традиции трудовой этики, «этики общественно полезной деятельности», «если мы хотим поддержать процветание, мир и гражданский порядок»3. <...> Как и русские исследователи, последние стали последователями великого русского писателя Ф.М. Достоевского, остро ставили вопросы ответственности личности за нравственный выбор, выступали за подлинную демократию, критиковали современную им действительность, те институты демократии, которые не гарантируют свободу индивидам. <...> Хайек назвал даже современные ему формы демократии неограниченной демократией. <...> 3 Человеческая деятельность как важнейшая составляющая понятия этики Вопрос о значении труда для жизни человека всегда волновал исследователей. <...> Во все времена, начиная с античности, обсуждались вопросы о том, какой труд считать достойным и какое вознаграждение за него считать справедливым. <...> Благородным и достойным занятием считался труд нефизический, труд интеллектуалов и патрициев, физический труд раба не уважался. <...> Папа Римский Иоанн Павел II в своей энциклике «Совершая труд» (“Laborem exercens”, 1981) высказался за идентификацию физического, рутинного <...>