ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ БУРЕНИЯ УДК 622.242:621.313.016.33 ДИНАМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ СИСТЕМЫ «БУРИЛЬНАЯ КОЛОННА – ПРИВОД» Б.А. Перминов – канд. техн. наук, доцент, В.Б. Перминов – канд. техн. наук, зам. нач. отдела, (1Ухтинский государственный технический университет, 2ООО «Газпром трансгаз Ухта») В режиме бурения скважины передача вращения бурильной колонны происходит от устья скважины к забою, при этом вследствие воздействия диссипативных сил на бурильную колонну в стволе скважины возможны останов некоторой части колонны, закручивание растянутой части и после накопления достаточного уровня потенциальной энергии срыв нижней части с ускорением вращения колонны. <...> Запас потенциальной энергии в упругом стержне при вращении верхней части колонны тем больше, чем больше сила сопротивления тормозящих вращений бурильной колонны. <...> Показано, что тормозные силы существенно зависят от осевой нагрузки и изменяются скачком при превышении осевой нагрузки некоторой критической величины [4] P пр. gRz 8 (4 ,) EI Dq 2 (1) где D – диаметр скважины, м; z – радиус трубы, м; g – напряжение гравитационного поля, Н/кг; – коэффициент трения; – угловая скорость, рад/с; EI – упругость бурильной колонны; q – масса единицы длины колонны; R – радиус скважины При превышении осевой нагрузки, критической в системе бурильная колонна – привод, развиваются механические релаксационные автоколебания, нарушающие устойчивый режим бурения скважины. <...> Развитие релаксационных колебаний грозит созданием аварийной ситуации, следовательно, необходим тщательный анализ причин возникновения этого режима. <...> Очевидно, что основной причиной возникновения релаксационных колебаний является нарушение динамического равновесия системы бурильная колонна – привод, которое, в свою очередь, может определяться нарушением условий динамической устойчивости работы системы [10]. <...> Рассмотрим условия динамической устойчивости системы бурильная колонна <...>