Вестник Ижевской государственной сельскохозяйственной академии ● №2(39) 2014 ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ УДК 631.438.031-044.382 С.Н. Шмыков, А.Г. Ипатов, С.М. Стрелков ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СПОСОБОВ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ВАЛА ТУРБОКОМПРЕССОРА Актуальность. <...> При ремонте изношенных деталей турбокомпрессоров возможно использование гальванических, электроискровых, электроимпульсных методов, поскольку они обеспечивают малые припуски на последующую механическую обработку [6]. <...> В силу приведенных ниже недостатков они не нашли широкого применения при ремонте турбокомпрессоров: • гальванические процессы наращивания обеспечивают получение требуемой толщины покрытия с минимальной последующей обработкой. <...> Однако данные технологии становятся эффективными при больших объемах ремонта (более 1000 изделий). <...> Сами по себе процессы сложны и требуют большой подготовительной работы (обезжиривание, травление, изоляция), используемые материалы (электролиты) являются токсичными и создают сложности при их утилизации; • электроискровые и электроимпульсные способы наращивания нашли применение при восстановлении малых величин износов [2]. <...> Формируемые ими покрытия обладают достаточной прочностью и адгезией. <...> Но процесс наращивания плохо поддается управлению, что вызывает формирование большой несплошности и пористости покрытия. <...> В последнее время при наращивании покрытий используют концентрированные потоки энергии. <...> Из работы [4], посвященной этому направлению, следует, что процесс наплавки обеспечивает получение плотных мелкодисперсных покрытий при толщине в несколько сотых миллиметра и более. <...> Однако создание покрытий на валах турбокомпрессоров методом полного переплава присадочного материала нежелательно, поскольку в условиях граничного трения покрытия подвергаются сильному износу и заеданию в силу отсутствия масляной пленки. <...> Особенно это характерно в моменты пуска и запуска, когда детали сопряжений испытывают сильное масляное <...>