Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 610832)
Контекстум
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО ПРАВА  / №6 2015

Аспекты учредительного насилия: казнь и месть суверена (176,00 руб.)

0   0
Первый авторИсаев
Страниц13
ID416117
АннотацияВ статье исследуется один из важнейших аспектов правовой реальности — взаимоотношение насилия и порядка. Правовой порядок нуждается в учредительном насилии, применение которого находится в компетенции суверена. С судьбой суверена связана судьба сообщества. Представительный характер этого отношения наиболее ярко выражен в теории «двух тел короля». На определенном историческом этапе в ходе революции «тело короля» заменяется новыми субстанциями — народом и парламентом. Учредительное насилие в этой ситуации меняет свои формы, но не изменяет содержания. Во всех случаях учредительное насилие борется со стихией миметического насилия, существенным элементом которого являются месть и «ярость». Особой формой насилия становится жертвоприношение, которое можно рассматривать как институцию, порожденную синтезом мести и наказания. Казнь и жертвоприношение обладают внешним сходством, однако с юридической точки зрения существенно различаются, что обусловлено наличием или отсутствием такого фактора, как вина. Тем не менее сложное переплетение доэтических и этико-правовых элементов здесь имеет место. Государство, обладающее монополией «на причинение смерти», переключает механизм мести и жертвоприношения в сферу собственной юрисдикции, и смертная казнь становится важным элементом учредительного насилия. Базовой ценностью и целью становится порядок и правопорядок. Одновременно с этим рождается политический «миф государства», которое через посредство своей идеологии полностью меняет традиционный дискурс и представления о справедливом и несправедливом, добре и зле, истине и заблуждении. Государственный закон становится новым культом, новой религией современного общества
Исаев, И.А. Аспекты учредительного насилия: казнь и месть суверена / И.А. Исаев // АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО ПРАВА .— 2015 .— №6 .— С. 9-21 .— URL: https://rucont.ru/efd/416117 (дата обращения: 28.04.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

В статье исследуется один из важнейших аспектов правовой реальности — взаимоотношение насилия и порядка. <...> Правовой порядок нуждается в учредительном насилии, применение которого находится в компетенции суверена. <...> Учредительное насилие в этой ситуации меняет свои формы, но не изменяет содержания. <...> Во всех случаях учредительное насилие борется со стихией миметического насилия, существенным элементом которого являются месть и «ярость». <...> Особой формой насилия становится жертвоприношение, которое можно рассматривать как институцию, порожденную синтезом мести и наказания. <...> Тем не менее сложное переплетение доэтических и этико-правовых элементов здесь имеет место. <...> Одновременно с этим рождается политический «миф государства», которое через посредство своей идеологии полностью меняет традиционный дискурс и представления о справедливом и несправедливом, добре и зле, истине и заблуждении. <...> «Два тела короля» — формула суверенитета изическое тело суверена — это одновременно и тело как таковое, и некая абстрактная субстанция, и видимое воплощение государства, его средоточие: власть здесь на первый взгляд почти сливается с суверенностью. <...> Английские легисты уже на рубеже XVI в. выразили это многозначное положение в символической концепции «двух тел короля»: «у короля есть… два тела. <...> Тело короля // История тела: в 3 т. ное и непрерывное могущество» (Жан Боден); политическая же преемственность при переходе власти заключается здесь в некоей воображаемой фигуре. <...> Суверен меняет обличье, но не изменяет своей сущности. <...> Возникающая при этом ситуация аномии могла означать, что «закон», запечатленный в «голове» суверена, также прекращает свое существование, вплоть до появления на политической сцене нового суверена. <...> В 1649 г., когда Палата общин казнила природное тело короля, она же унаследовала его «политическое тело». <...> Король, всегда олицетворявший государство и единую волю, уходя в небытие, все же оставлял эту <...>