Забудская АЛТАРЬ В СЦЕНИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ ГРЕЧЕСКОЙ ТРАГЕДИИ: ИКОНОГРАФИЯ И ТЕКСТ Соотношение слова и образа в греческой трагедии очевидно и безусловно: этот литературный жанр как никакой другой предполагал зрительное воплощение текста – сценическое. <...> Однако попыткам реконструкции сценического воплощения дошедших до нас драм афинских трагиков противостоит очевидная, но не всегда осознаваемая дихотомия: те немногие тексты трагедий, которыми мы располагаем, относятся к эпохе классики и непосредственно к Афинам, а архитектурные и письменные свидетельства театральной обстановки – к эпохе эллинистической и греко-римской, будучи при этом рассеянными по довольно обширному ареалу. <...> До сих пор устройство и пространственное соотношение таких конструкций, как логейон, теологейон, проскений, механе, эккиклема в классическую эпоху в трудах, посвященных устройству театра, остаются предметом дискуссий. <...> Правда, семантическая наполненность театрального пространства в эпоху греческой классики сейчас уже, кажется, никем не отрицается, а некоторые элементы этого пространства оказываются в ряде случаев сюжетообразующими. <...> Важный элемент, организовывавший сценическое пространство, – алтарь, называемый также фимелой (Θυμέλη). <...> На начальных этапах становления драматического жанра алтарь-фимела был, скорее всего, единственным сооружением театрального пространства (характерная для традиционных представлений о греческом театре конструкция скены появилась только около 460 г. до н. э., при реконструкции театра Диониса в Афинах1 ). <...> При всем обилии научной литературы, посвященной античному театру, особое внимание функциям алтаря уделялось нечасто. <...> Мы укажем на статью Poe 1989, в которой приведена, в том Book 1.indb 125 05.05.2011 12:59:23 ЧТЕНИЯ 126 АРИСТЕЙ III (2011) Версия ритуального происхождения трагического жанра неизбежно повлекла за собой представление об изначально сакральных функциях алтаря2 . <...> В первую очередь это <...>