Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 610373)
Контекстум
Аристей : Классическая филология и античная история  / №1 2011

АЛТАРЬ В СЦЕНИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ ГРЕЧЕСКОЙ ТРАГЕДИИ: ИКОНОГРАФИЯ И ТЕКСТ (100,00 руб.)

0   0
Первый авторЗабудская
Страниц13
ID425418
АннотацияВ статье рассматриваются функции таких элементов античной сценографии, как алтарь-фимела и «ступени Харона», с учетом указаний в текстах сохранившихся трагедий и иконографических свидетельств, представленных на вазовых рисунках Греции и Южной Италии. Анализ вазописных сюжетов, соотносимых с эпизодами из трагедий, позволяет внести уточнения в сценический облик классической трагедии V в. до н. э. и высказать предположение о наличии в сценической вертикали театра ранней классики «подземного» уровня, являющегося наследием архаического театра.
Забудская, Я.Л. АЛТАРЬ В СЦЕНИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ ГРЕЧЕСКОЙ ТРАГЕДИИ: ИКОНОГРАФИЯ И ТЕКСТ / Я.Л. Забудская // Аристей : Классическая филология и античная история .— 2011 .— №1 .— С. 125-137 .— URL: https://rucont.ru/efd/425418 (дата обращения: 07.04.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Забудская АЛТАРЬ В СЦЕНИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ ГРЕЧЕСКОЙ ТРАГЕДИИ: ИКОНОГРАФИЯ И ТЕКСТ Соотношение слова и образа в греческой трагедии очевидно и безусловно: этот литературный жанр как никакой другой предполагал зрительное воплощение текста – сценическое. <...> Однако попыткам реконструкции сценического воплощения дошедших до нас драм афинских трагиков противостоит очевидная, но не всегда осознаваемая дихотомия: те немногие тексты трагедий, которыми мы располагаем, относятся к эпохе классики и непосредственно к Афинам, а архитектурные и письменные свидетельства театральной обстановки – к эпохе эллинистической и греко-римской, будучи при этом рассеянными по довольно обширному ареалу. <...> До сих пор устройство и пространственное соотношение таких конструкций, как логейон, теологейон, проскений, механе, эккиклема в классическую эпоху в трудах, посвященных устройству театра, остаются предметом дискуссий. <...> Правда, семантическая наполненность театрального пространства в эпоху греческой классики сейчас уже, кажется, никем не отрицается, а некоторые элементы этого пространства оказываются в ряде случаев сюжетообразующими. <...> Важный элемент, организовывавший сценическое пространство, – алтарь, называемый также фимелой (Θυμέλη). <...> На начальных этапах становления драматического жанра алтарь-фимела был, скорее всего, единственным сооружением театрального пространства (характерная для традиционных представлений о греческом театре конструкция скены появилась только около 460 г. до н. э., при реконструкции театра Диониса в Афинах1 ). <...> При всем обилии научной литературы, посвященной античному театру, особое внимание функциям алтаря уделялось нечасто. <...> Мы укажем на статью Poe 1989, в которой приведена, в том Book 1.indb 125 05.05.2011 12:59:23 ЧТЕНИЯ 126 АРИСТЕЙ III (2011) Версия ритуального происхождения трагического жанра неизбежно повлекла за собой представление об изначально сакральных функциях алтаря2 . <...> В первую очередь это <...>