Дошедших до нас подлинников единицы (особенно – от архаики и классического времени). <...> Однако мы знаем, как высоко ценили произведения этого искусства в классический период и каких великих результатов достигли древнегреческие мастера в V–IV вв. до н. э., а затем и в эпоху эллинизма. <...> Одни считают, что это – греческая архитектура, с ее логической завершенностью, пластической и декоративной выразительностью, способностью вобрать в себя достижения всех видов искусства той или иной эпохи сразу. <...> В каком бы материале он ни был воплощен (в известняке, мраморе или бронзе, в архаический или классический период), он всегда ориентирован на натуру, приближается к ней и вместе с тем, поднимается над реальностью, имеет вневременное, общечеловеческое значение. <...> Роль монументально-живописных произведений и станковой картины (а такая живопись со времени Аполлодора – знаменитого открывателя светотени – уже существовала в Греции), действительно, была исключительно велика. <...> Влияние живописи испытывали во 2-ой половине V и в IV вв. до н. э. все виды скульптурных изображений (в крупных и малых формах), изображения в вазописи, которая сюжетно и стилистически имела прямые связи с живописью, а также изображения в таких видах пластического искусства, как торевтика и глиптика. <...> ТЕАТР 119 роли монументальной живописи в греческом обществе объясняется не только расширением обретенных ею изобразительных возможностей и усложнением содержания, но и способностью на такое же сильное эмоциональное и воспитательное воздействие, как произведения литературы и постановки трагедий в греческом театре. <...> Отталкиваясь от его опытов в композиционных, пространственных и колористических построениях, Агатарх Самосский, создавая декорационные щиты для театра, открыл линейную перспективу, другой знаменитый художник, Аполодор, – светотень, световоздушную перспективу и станковую живопись (картину в энкаустической технике на специально грунтованных <...>