Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 610373)
Контекстум
Аристей : Классическая филология и античная история  / №1 2010

СОЧЕТАНИЕ КРУГОВОГО (ЗЕРКАЛЬНОГО) ПРОЧТЕНИЯ РЕЛЬЕФОВ РИМСКИХ САРКОФАГОВ (НА ПРИМЕРЕ РЕЛЬЕФА УВАРОВСКОГО САРКОФАГА ИЗ ГМИИ ИМ. А. С. ПУШКИНА) И ПОЭМЫ НОНА ПАНОПОЛИТАНСКОГО «ДЕЯНИЯ ДИОНИСА» (100,00 руб.)

0   0
Первый авторРагулина
Страниц11
ID427356
АннотацияСтатья посвящена обзору и проведению сравнительных характеристик памятника изобразительного искусства – древнеримского дионисийского саркофага типа ληνóς (овальной формы, с непрерывным рельефом) – и литературного памятника: поэмы Нонна Панополитанского «Деяния Диониса». В частности, сравниваются и приводятся к единому знаменателю сцена обнаружения Вакхом спящей Ариадны на рельефе и отрывок поэмы на ту же тему.
Рагулина, А.А. СОЧЕТАНИЕ КРУГОВОГО (ЗЕРКАЛЬНОГО) ПРОЧТЕНИЯ РЕЛЬЕФОВ РИМСКИХ САРКОФАГОВ (НА ПРИМЕРЕ РЕЛЬЕФА УВАРОВСКОГО САРКОФАГА ИЗ ГМИИ ИМ. А. С. ПУШКИНА) И ПОЭМЫ НОНА ПАНОПОЛИТАНСКОГО «ДЕЯНИЯ ДИОНИСА» / А.А. Рагулина // Аристей : Классическая филология и античная история .— 2010 .— №1 .— С. 143-153 .— URL: https://rucont.ru/efd/427356 (дата обращения: 07.04.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Рагулина СОЧЕТАНИЕ КРУГОВОГО (ЗЕРКАЛЬНОГО) ПРОЧТЕНИЯ РЕЛЬЕФОВ РИМСКИХ САРКОФАГОВ (на примере рельефа Уваровского саркофага из ГМИИ им. <...> А. С. Пушкина) И ПОЭМЫ НОНА ПАНОПОЛИТАНСКОГО «ДЕЯНИЯ ДИОНИСА» По времени Нонн Панополитанский (предпол. <...> «Деяния Диониса» – эпическая поэма, посвященная богу Дионису, отличающаяся усложненным и цветистым языком, многозначительностью и частыми повторами, сложными, нагроможденными друг на друга образами… <...> Для Штегеманна центром считается сравнение – «синкрисис»: Дионис, Персей и Геракл, вокруг которых выстраиваются остальные элементы. <...> Ту же симметричную схему, ту же зеркальность изображений мы можем наблюдать в памятниках изобразительного искусства, принадлежащих по времени поздней античности (хотя и отстоящих от поэмы примерно на 200 лет) – с древнеримскими (дионисийскими) саркофагами и построением на них рисунка рельефов. <...> Саркофаги, о которых мы говорим, – подобные Уваровскому саркофагу в собрании ГМИИ им. <...> А. С. Пушкина – как, например, овальный саркофаг с львиными головами и изображением в центре Вакха и Ариадны из йоркшира, Ньюби Холл; торец овального саркофага с крупным резным орнаментом-окантовкой со сценой вакхического танца из Музеев Ватикана; овальный саркофаг с апотропеями и изображением в центре Вакха на пантере из Италии, Поджо-а-Каяно, Вилла Медичи; овальный саркофаг с изображением сцены встречи Селены и Эндимиона из музея Метрополитен, Нью-йорк; саркофаг с рельефом, изображающим Вакха и Ариадну 210-220 гг. из Малибу, вилла Гетти, – получили широкое распространение в конце II – начале III вв. <...> Это особая группа саркофагов – т. н. леносы – типа ληνуς4 (ванны для давления винограда) – овальной формы, бытующие наравне с прямоугольными саркофагами. <...> В овальном саркофаге, леносе, погребальный предмет, служащий определенной цели, перенимает форму другого предмета, не связанного со смертью – ванны, чана для приготовления вина из винограда. <...> Book 1.indb 144 24.07.2010 <...>