Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 610373)
Контекстум
Аристей : Классическая филология и античная история  / №2 2010

ПЛУТАРХ О МИСТЕРИЯХ ОСИРИСА И ДИОНИСА (ТРАКТАТ «ОБ ИСИДЕ И ОСИРИСЕ», ГЛ. 35) (100,00 руб.)

0   0
Первый авторВасильева
Страниц10
ID427385
АннотацияАвтор рассматривает отрывок из трактата Плутарха «Об Исиде и Осирисе», где сопоставляются мистерии Осириса и Диониса. Как для дионисийской, так и для осирической мифологии была характерна символика помещения божества (или его останков) в некую емкость – с целью не просто сохранить, но возродить, преобразить это самое божество. «Резервуар» для божества называется по-разному – это и корзинка, и бурдюк из меха или кожи, или просто мешок (греческий «ликнон», египетский «имиут»). Образ Диониса «Ликнита» – пробуждающегося младенца в корзинке – перекликается с образом Хора-Хекену – младенца, возрождающегося внутри шкуры кошки (львицы). В легендах, где рассказывается о ребенке, помещенном внутрь кожаного/мехового мешка (Дионис-младенец, Орион, Хор-Хекену) эта емкость очевидно символизирует женскую матку. Именно с такой символикой возрождения был связан особый египетский ритуал текену, даровавший умершему человеку новую жизнь после смерти.
Васильева, О.А. ПЛУТАРХ О МИСТЕРИЯХ ОСИРИСА И ДИОНИСА (ТРАКТАТ «ОБ ИСИДЕ И ОСИРИСЕ», ГЛ. 35) / О.А. Васильева // Аристей : Классическая филология и античная история .— 2010 .— №2 .— С. 125-134 .— URL: https://rucont.ru/efd/427385 (дата обращения: 07.04.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Васильева ПЛУТАРХ О МИСТЕРИЯХ ОСИРИСА И ДИОНИСА (ТРАКТАТ «ОБ ИСИДЕ И ОСИРИСЕ», ГЛ. <...> 35) В этой небольшой статье хотелось бы рассмотреть один аспект, связанный с мифологиями Диониса и Осириса. <...> Следует обратить внимание на сопоставление, которое делает Плутарх в 35 главе вышеупомянутого произведения: «Также предания о титанах и ночные празднества в честь Диониса (Τιτανικὰ καὶ Νυκτέλια) соответствуют рассказам о растерзании (διασπαρασμοῖς), воскресении (ἀναβιώσεσι) и возрождении (παλιγγενεσίαις) Осириса. <...> Египтяне, как я рассказывал, показывают могилы Осириса повсюду, а дельфийцы считают, что останки Диониса хранятся у них, позади прорицалища; и «чистые» приносят тайную жертву в святилище Аполлона, когда вдохновенные жрицы пробуждают Ликнита» (DIO, 35, 364F-365А). <...> В задачу настоящей статьи не входит подробный разбор параллелей между дионисийскими и осирическими мистериями. <...> Чисто формальное, внешнее сходство заключается в том, что как Осирис, так и Дионис были растерзаны на определенное число частей: согласно египетской традиции – на 14 (это число не было строго определенным)4 , согласно греческой – на 7 (Diod. <...> 3 «В отличие от разрывания и проглатывания, расчленение принадлежит к слою мифа, который просто требует проведения параллели с мифом об Осирисе» (Кереньи 2007: 159). <...> В египетской традиции никогда не говорится о самом моменте расчленения тела, однако это подразумевается из факта наличия многочисленных останков Осириса. <...> В различных египетских городах останки почитались как особые местные реликвии: например, в Абидосе – голова Осириса, в Мендесе – фаллос и т. д. <...> В египетской традиции «воскрешение» Осириса предваряется «собиранием членов» Исидой и Нефтидой (Pyr. <...> »8 Точно также и возрождение двух богов происходит несколько по-разному. <...> Осирис возрождается Исидой и другими богами – но так, что остается в ином, потустороннем мире. <...> Другой употребленный термин – παλιγγενεσία (т.е. «возрождение», «регенерация <...>