ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ БУРЕНИЯ УДК 622.24.051 АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ВРАЩАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ БУРИЛЬНОЙ КОЛОННЫ МЕТОДОМ ЛЕМЕРЕЯ В.К. <...> Хегай – д-р техн. наук, зав. кафедрой, Ю.Л. Логачев – канд. техн. наук, М.И. Юхнин – канд. техн. наук (Ухтинский государственный технический университет) Динамические процессы, происходящие в системе БК – долото – забой при бурении скважин на нефть и газ, оказывают существенное влияние как на долговечность бурильного инструмента, так и на эффективность разрушения горных пород [1–7]. <...> . При взаимодействии шарошечного долота с забоем скважины в бурильной колонне, при определенных сочетаниях параметров бурильного инструмента и режимов бурения, возникают интенсивные низкочастотные колебания (автоколебания) [2–4 и др]. <...> 1 показана типичная картина процесса развития крутильных автоколебаний [6]. <...> В результате этих исследований установлено, что при роторном бурении в 50 % случаев породоразрушающий инструмент работает в режиме автоколебаний и резонанса. <...> Таким образом, исследования, связанные с анализом автоколебательных процессов в бурильной колонне при проводке скважин на нефть и газ, являются актуальными. <...> 2 представлена расчетная схема для анализа динамики вращательного движения бурильной колонны при проводке вертикальной скважины. <...> В случае линейного диссипативного члена задача о вращении бурильной колонны может быть сформулирована следующим образом [1, 2]: Граничные условия: 1. <...> Типичная картина процесса развития крутильных автоколебаний Строительство нефтяных и газовых скважин на суше и на море 9/2015 5 (, ). <...> 22 2 ФФ Фμλ . tst 22 Здесь ФФ ,s t – угловое смещение текущего поперечного сечения бурильной колонны относительно его угла поворота при равномерном вращении; μ – коэффициент диссипации; – скорость распространения крутильных возмущений вдоль колонны; G – модуль сдвига материала колонны; Jp – полярный момент инерции поперечного сечения колонны; P – осевая нагрузка <...>