Библионавтика Ольга Балла А четвертому не бывать Сухбат Афлатуни. <...> Братья францисканцы напали на греческого епископа и монастырского врача. <...> Потому что обломки Звезды, обладающие чудесными свойствами, попали в Россию. <...> Да, гигантский русско-азиатский роман Сухбата Афлатуни — книга действительно Большая. <...> Афлатуни предлагает нам некоторую гипотезу об устройстве бытия, об уровнях его организации, о посмертной судьбе душ, о природе человека — во всем этом и коренится, по фантастической мысли автора, происходившее в нашем отечестве в последние два столетия. <...> Ближе всего к догадкам об истинных корнях исторических судеб в романе подходит секта «волхвов-рождественников». <...> Это из их версии мироустройства, 1 http://magazines.russ.ru/october/2010/1/af2.html Ольга Балла. <...> А четвертому не бывать 229 обращавшей особенное внимание на событие Рождества, пришли в роман, задав ему структуру и само название, три вифлеемских волхва, отправившихся с дарами к новорожденному младенцу-Христу: Гаспар, Мельхиор, Балтасар. <...> Перед нами в значительной мере игра, фантасмагория, и чем ближе к концу романа, тем все более откровенная, — рождественский маскарад со сменой масок и переодеванием, вплоть до переселения душ в другие тела. <...> «Поклонение волхвов» организовано как будто бы по довольно жестко заданной схеме. <...> Каждому из трех волхвов соответствует проходящая под его знаком эпоха русской истории, по одной — на каждую «книгу» романа. <...> Гаспару принадлежат сороковые-пятидесятые годы XIX века, Мельхиору — десятые годы века ХХ и Балтасару — начало семидесятых годов того же столетия, с послесловием в 1990-м, когда являются наконец все три волхва сразу — и уводят за собой непонятно куда (в вечность?) всех героев повествования, прошлых и действующих, живых и мертвых. <...> Каждой из эпох соответствует свой герой — не столько даже в строгом смысле главный, сколько, лучше сказать, ведущий — собирающий вокруг себя повествование. <...> Причем продолжающий его собирать и удерживать <...>