Критика Роман Сенчин Два «Возвращения» Принято считать, что в военной прозе обязательно должны быть описания боев. <...> В действительности в очень многих произведениях, которые относятся к военной прозе, к прозе о Великой Отечественной войне, в частности, самой войны мало, бывает, не звучит на страницах рассказа, романа, повести ни одного выстрела, но тем не менее мы понимаем, видим, всем существом чувствуем: это о войне, это — война. <...> Подробнее остановлюсь на двух рассказах с одинаковыми названиями — «Возвращение» — Андрея Платонова и Гранта Матевосяна. <...> Рассказы, написанные людьми разных поколений (Платонову в 1945-м было далеко за сорок, Матевосяну — десять), имеют, по сути, одинаковый сюжет: возвращение с войны мужчины. <...> Нет, наверное, в человеческой истории ничего более героического такой картины, но в рассказах мы видим драму. <...> Андрея Платонова часто вспоминают как одного из интереснейших стилистов в истории русской литературы. <...> «Художественный язык Платонова не имеет аналогов», — утверждают многие и многие литературоведы. <...> Действительно, Платонов — уникальный писатель, не разгаданный, не изученный, да и по-настоящему не прочтенный до сих пор. <...> Многие его рассказы о Великой Отечественной (а Платонов был военным корреспондентом), по-моему, не стали творческими удачами писателя. <...> Язык предельно лаконичный, но с первого же абзаца узнается неповторимый стиль и, если можно так выразиться, художественное мышление Платонова, герои рассказа — люди совершенно обыкновенные, взятые из миллионов словно наугад, и в то же время необыкновенные, уникальные, как, впрочем, и каждый человек, если на него посмотреть пристальнее. <...> И потому их драме, распаду их семьи сочувствуешь до слез, а в финале рассказа до слез радуешься, что все наверняка выправится, наладится… <...> «Возвращение», на мой взгляд, не только лучший рассказ Платонова, но и один из самых драгоценных рассказов в русской литературе. <...> Убывает трудно, так как подходящего <...>