5 УДК 581.33 Развитие споРодеРМы пыльцевых зеРен LYTHRUM SALICARIA L. <...> Э. северова, с.в. полевова Развитие пыльцевых зерен Lythrum salicaria исследовали от ранней тетрадной до свободноспоровой стадии. <...> В середине тетрадного периода в примэкзине начинают дифференцироваться структуры эктэкзины: сначала пробакули, затем протектум и подстилающий слой. <...> Области будущих апертур начинают обособляться в середине тетрадного периода. <...> В зрелых пыльцевых зернах спородерма вокруг апертур представлена утолщенной эндэкзиной и фрагментарной эктэкзиной. <...> Дно сложных апертур в области оры сформировано толстой двухслойной интиной, дно простых апертур сформировано тонкой однослойной интиной. <...> Семейство Lythraceae чрезвычайно разнообразно в палиноморфологическом отношении: в семействе описаны 15 пыльцевых типов (Graham et al., 1985), для некоторых видов характерны гетероапертурные пыльцевые зерна. <...> Результаты Для всех типов цветков дербенника характерны 6-бороздно-3-оровые пыльцевые зерна. <...> Развитие пыльцевых зерен изучали от стадии материнской клетки микроспор до свободноспоровой стадии с использованием ТЭМ. <...> Весь период формирования спородермы был традиционно разделен на два периода – тетрадный и посттетрадный (свободноспоровый) (Резникова, 1984). <...> Материнские клетки микроспор (микроспороциты) плотно примыкают друг к другу, окружены тонкой оболочкой и имеют богатую содержимым цитоплазму. <...> В результате редукционного деления образуется тетраэдрическая тетрада микроспор. тетрадный период можно подразделить на три стадии. <...> В только что образовавшихся тетрадах плазмалемма микроспор ровная. <...> Толстая каллоза окружает всю тетраду, более тонкий слой каллозы формируется между микроспорами, отделяя их друг от друга. <...> Появляется просвет между каллозной оболочкой и плазмалеммой. <...> Между каллозной оболочкой и плазмалеммой хорошо заметна примэкзина, в которой можно различить пробакули (предшественники столбиков) и тонкий протектум (предпокров). <...> Между плазмалеммой <...>