ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Азы родительской грамотности Вячеслав КОНОВАЛОВ, врач-невролог, доцент, кандидат психологических наук Одушевлённое тело Одним из самых привычных, постоян но присутствующих и потому кажу щихся тривиальным объектов являет ся наше собственное тело. <...> Как часть природы оно вписывает человека в окружающую среду, гибко адаптируясь к её измене ниям (можно привести в пример загар и жажду во время июльской жары или сонливость после трудного дня). <...> Но для того, чтобы стать нашим инструмента рием, тело проходит длительный путь, который мы привычно называем сло вом «развитие»: путь превращения био логически заданного объекта в средст во деятельности обладающей им лич ности. <...> Первый (от греч. soma — те ло), не представленный в русском язы ке, принципиально противопоставля ет человеческое тело другим телам фи зического мира. <...> Второй («телесный» в противоположность «психическо му») употребляется исключительно в сложных словах «психосоматика», «психосоматический», означающих 35 КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ 4’2013 Педагогическая школа для родителей в целом болезни, вовлекающие в пато логический процесс не только органы тела, но и психику. <...> Если отвлечься от негативного, медицинского, содержа ния этого термина, то в нём прослежи вается ключевое качество тела — его одушевлённость. <...> В ней тело можно представить инструментом психики по воплощению её замыслов в предметной деятельности. <...> Вот такой замкнутый круг: психика — свойство тела, тело — инст румент психики. <...> Поэтому будем при держиваться определения не математи ческого (совокупность элементов в их взаимосвязях), а психофизиологичес кого (взаимосодействие элементов в достижении общего адаптационного результата — сохранения целостности и жизнеспособности). <...> Каждый из них выполняет свою спе цифическую задачу, необходимую для всей системы: соматика непосредст венно взаимодействует <...>