№ 1 В.И. Добреньков, докт. филос. наук, проф., зав. кафедрой истории и теории социологии, декан социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова* В.В. Зырянов, канд. экон. наук, доц., зам. декана по учебно-методическому объединению (УМО) социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова** Л.В. Темнова, докт. психол. наук, проф. кафедры истории и теории социологии, зав. научно-исследовательской лабораторией информационно-образова тельных технологий социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова*** ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ СОЦИОЛОГОВ НА ЭТАПЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В статье формулируются и анализируются тенденции в социологическом образовании. <...> Особое внимание уделено проблемам адаптации сложившихся методов обучения, отношений с работодателями и системы образования в целом к условиям изменившегося общества и требованиям перехода на принципы европейского образования. <...> Предпринята попытка выявить преимущества модели шестилетней подготовки социологов в Московском университете. <...> Ключевые слова: социологическое образование, социологическая культура общества, образовательная политика, модернизация образования, двухуровневая система, инновационные методы обучения, профессиональная компетенция, требования работодателей. <...> Сегодня уже абсолютно ясно, что развитие сферы образования — непременное требование экономического роста страны. <...> Структурный сдвиг к образованию и науке представляет собой цивилизационный тренд, и является условием формирования но* Добреньков Владимир Иванович, e-mail: theory@socio.msu.ru ** Зырянов Владимир Викторович, e-mail: zyryanov@socio.msu.ru *** Темнова Лариса Витальевна, e-mail: Temnova.larisa@yandex.ru 5 ВМУ, социология и политология, № 1 65 вой экономики, в которой человек, обладающий знаниями, интеллектом и информацией, становится ее важнейшим активом1. <...> Вопервых, так называемая дисфункциональность высшего российского образования, вызывающая необходимость инновационных образовательных <...>