Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 610370)
Контекстум
Вестник культурологии  / №1 2013

ОТСТУПНИКИ И ОТСТУПНИЧЕСТВО (260,00 руб.)

0   0
Первый авторХраповицкая
Страниц19
ID472476
АннотацияВ статье рассматриваются понятия «отступник» и «отступничество». Автор отмечает неоднозначность их толкования различными авторами, анализирует это явление на историческом и литературном материале, показывает, как менялось восприятие отступничества в различные эпохи
Храповицкая, Г.Н. ОТСТУПНИКИ И ОТСТУПНИЧЕСТВО / Г.Н. Храповицкая // Вестник культурологии .— 2013 .— №1 .— С. 255-273 .— URL: https://rucont.ru/efd/472476 (дата обращения: 20.04.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Большой немецко-русский словарь (1969) дает не нуждающееся в комментариях отрицательное значение слова «der Abtrьnnige» – «ренегат», «отщепенец», «изменник»5. <...> Русско-французский словарь дает два слова renйgat и apostat без комментариев7. <...> Русско-норвежский словарь дает два обозначения: apostat и frafall без комментариев9. <...> Новый большой русско-норвежский словарь толкует apostat как (веро)отступник, тем самым подчеркивая употребление слова прежде всего в религиозной терминологии, а уже затем и более расширительно. <...> История сохранила наиболее громкие имена: Юлиан Отступник, Ян Гус, Джордано Бруно, Галилео Галилей, Коперник. <...> Мень12, проповедь 257 Г.Н. Храповицкая Моисея приобрела черты мировой универсальной религии, в которой немалую роль играла идея социальной справедливости, человечности, добра и правды. <...> Но на пути в Дамаск чудесный свет лишил его зрения, он воспринял учение Христа, а прозрев, изменил свое имя на «Павел» и стал ревностно проповедовать христианскую веру. <...> Из реально живших отступников ранее других и более других в XIX в. привлек внимание Флавий Клавдий Юлиан (331–363; цезарь – с 361 по 363 г.), прозванный Отступником. <...> Три цезаря до Юлиана принимают крещение только на смертном одре, он пер259 Г.Н. Храповицкая вый крещен при рождении. <...> Юлиан, ощущая себя в большей степени эллином, чем христианином, не удовлетворялся работами христиан, но изучал с особым вниманием Платона, в чьих трудах находил утверждение бессмертия лучшей части человека – его духа, и стремление к гармонии, а также и Плотина, мысль которого о строении Вселенной позднее легла в основу мировосприятия самого Юлиана. <...> Следуя ему, Юлиан гнушался грубых развлечений, за что его не любила толпа, ибо не понимала. <...> Аммиан Марцеллин так писал о нем: «После дневных трудов в полночь он всегда поднимался – не с перин и не с шелко260 Отступники и отступничество вых тканей переливчатых цветов, но с войлока и бараньего тулупа. затем втайне молился Меркурию, который. являясь <...>