Анджей Валицкий ОТ ПРОСВЕЩЕНИЯ ДО МАРКСИЗМА (Отрывок) Условия для появления просветительской мысли в России возникали постепенно на протяжении десятилетий. <...> Хотя процесс этот подготовили уже реформы Петра Великого и насильственная вестернизация России, историки согласны в том, что Просвещение в собственном смысле началось не ранее второй половины XVIII в., точнее – в первые годы правления Екатерины II (1762– 1796). <...> Реформы Петра имели своей основной целью скорейшую и предельно эффективную военно-техническую модернизацию русского государства. <...> Как отмечал Плеханов, ведущие деятели первой половины XVIII в. рассматривали Просвещение «с точки зрения его непосредственной, практической пользы»7. <...> Даже Михаил Ломоносов (1711–1765) – великий русский ученый, поэт, теоретик литературы и основатель Московского университета – все еще разделял это убеждение. <...> В правление Екатерины, однако, появилось нечто вроде независимого общественного мнения, которое отличалось от воззрений, принятых в просвещенных кругах императорского двора. <...> Видимо, пришло время оценить социальные и моральные последствия вестернизации и ее перспективы на будущее. <...> Возросшая чуткость к моральным проблемам привела теперь к более критиче278 ИСТОРИЯ РУССКОЙ МЫСЛИ: История русской мысли: От Просвещения до марксизма скому взгляду на реальную действительность и более широкому признанию существующих зол. <...> Как только начался этот процесс самоосмысления, сразу же стали искать корни этих зол в прежде казавшихся само собой разумеющимися принципах, на которых основывались общественная система и авторитет правления. <...> Так появились ростки политической оппозиции, и это, естественно, охладило первоначальный энтузиазм «просвещенного» самодержавия в отношении реформ. <...> Последовавшие репрессии, в свою очередь, вызвали еще большие разногласия между властью и интеллектуальной элитой страны. <...> Значительную роль в этих процессах сыграла философия французского <...>