«Аркадия» Джима Крейса: А счастье было так невозможно 157 А.Л. ГРИНШТЕЙН «АРКАДИЯ» ДЖИМА КРЕЙСА: А СЧАСТЬЕ БЫЛО ТАК НЕВОЗМОЖНО занная с пасторальной традицией или пасторальной образ-ностью2, это – единственный его роман, в котором само название демонстративно отсылает к пасторальной топике. <...> Сам Крейс в одном из интервью ответил на вопрос о своем отношении к пасторальной традиции с присущей ему парадоксальностью: «Речь не идет о традиции. <...> Лукавство писателя, говорящего о традициях и влияниях в своем творчестве, давно уже никого не удивляет: показательно, что именно в «Аркадии» собственно пейзажи – будь то городские или сельские – отсутствуют едва ли не демонстративно, а отношения между городом и деревней вовсе не становятся ни главной темой, ни центральной проблемой романа. <...> Более того, именно пасторальность как таковая, именно желание, готовПритом что «Аркадия»1 – не первая книга Джима Крейса, свя1 Crace J. <...> Основная интенция этой статьи – показать, каким образом Аркадия как топос превращается в романе Д. <...> Важно отметить несколько взаимосвязанных моментов, относящихся именно к формальному (официальному) представлению торгового центра «Аркадия» в художественной действительности романа и самого слова «Аркадия» (и, соответственно, топоса Аркадии) в тексте романа. <...> Показательно, что честь представления проекта и, одновременно, первого упоминания собственно слова «Аркадия» доверена именно мистеру Бази, «философу среди архитекторов», жизнь которого давно уже превратилась в бесконечный спектакль, где единственный (и потому бесконечно одинокий) актер настолько свыкся со своей ролью, что не может остаться самим собой даже в минуту счастья; не случайно и сама эта презентация становится представлением в самом прямом смысле слова. <...> Не только различные персонажи актерствуют, разыгрывают целые сценки, призванные добиться желаемого эффекта, как архитектор Бази в данном эпизоде – да, впрочем, и в иные <...>