Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 610541)
Контекстум
Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Морская техника и технология  / №3 2016

ОПТИМИЗАЦИЯ ЦЕЛЕВОЙ ФУНКЦИИ И АДАПТАЦИЯ «ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЭЛЕМЕНТА» В НАВИГАЦИОННЫХ И ПРОМЫСЛОВЫХ ДИАЛОГОВЫХ СИСТЕМАХ (90,00 руб.)

0   0
Первый авторЗива
АвторыЕршов В.А., Меньшиков В.И.
Страниц8
ID504262
АннотацияВнедрение на современных транспортных и промысловых судах экспертных систем, включающих проблемно-ориентированное математическое обеспечение и человека-оператора, использующего этот комплекс для поиска рациональных (оптимальных) решений, позволяет осуществлять диалоговый поиск рациональных (оптимальных) решений. В таких системах режим диалога представляет собой процесс анализа последовательности ситуаций, на основе которого оператор выбирает то или иное решение, отвечающее, с его точки зрения, поставленным целям. Предложена модель механизма поиска экстремума лицом, принимающим решения, целевой функции с гарантированным результатом, составлен алгоритм выбора рациональных (оптимальных) решений по управлению судовыми техническими средствами, обеспечивающих достижение поставленных перед оператором целей. Отмечается, что успех выбора оптимальных решений зависит как от качества проблемно-ориентированного математического обеспечения, так и от квалификации, информированности, опыта, психофизических способностей оператора, включенного в состав экспертной системы. Описан процесс адаптации лица, принимающего решения, к выбору рациональных (оптимальных) решений, который должен быть компромиссным и образованным по методу проб и ошибок в попытках улучшить решение на каждом последующем алгоритмическом шаге. Осознание компромисса и его формы, образованной в процессе диалога проблемно-ориентированного математического обеспечения и человека-оператора, обеспечивают движение к гарантированному успеху
УДК[656.61.052:681.518]:519.816
Зива, И.И. ОПТИМИЗАЦИЯ ЦЕЛЕВОЙ ФУНКЦИИ И АДАПТАЦИЯ «ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЭЛЕМЕНТА» В НАВИГАЦИОННЫХ И ПРОМЫСЛОВЫХ ДИАЛОГОВЫХ СИСТЕМАХ / И.И. Зива, В.А. Ершов, В.И. Меньшиков // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Морская техника и технология .— 2016 .— №3 .— С. 18-25 .— URL: https://rucont.ru/efd/504262 (дата обращения: 09.04.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

№ 3 УДК: [656.61.052:681.518]:519.816 И. И. Зива, В. А. Ершов, В. И. Меньшиков ОПТИМИЗАЦИЯ ЦЕЛЕВОЙ ФУНКЦИИ И АДАПТАЦИЯ «ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЭЛЕМЕНТА» В НАВИГАЦИОННЫХ И ПРОМЫСЛОВЫХ ДИАЛОГОВЫХ СИСТЕМАХ Внедрение на современных транспортных и промысловых судах экспертных систем, включающих проблемно-ориентированное математическое обеспечение и человека-оператора, использующего этот комплекс для поиска рациональных (оптимальных) решений, позволяет осуществлять диалоговый поиск рациональных (оптимальных) решений. <...> В таких системах режим диалога представляет собой процесс анализа последовательности ситуаций, на основе которого оператор выбирает то или иное решение, отвечающее, с его точки зрения, поставленным целям. <...> Предложена модель механизма поиска экстремума лицом, принимающим решения, целевой функции с гарантированным результатом, составлен алгоритм выбора рациональных (оптимальных) решений по управлению судовыми техническими средствами, обеспечивающих достижение поставленных перед оператором целей. <...> Отмечается, что успех выбора оптимальных решений зависит как от качества проблемно-ориентированного математического обеспечения, так и от квалификации, информированности, опыта, психофизических способностей оператора, включенного в состав экспертной системы. <...> Осознание компромисса и его формы, образованной в процессе диалога проблемно-ориентированного математического обеспечения и человека-оператора, обеспечивают движение к гарантированному успеху. <...> Введение В последнее время в судовождении получают достаточно широкое распространение так называемые экспертные системы, которые позволяют судовому специалисту непосредственно на рабочем месте оценивать результат, получаемый от принятого решения. <...> Традиционно принято считать, что режим диалога представляет собой анализ ситуаций, соответствующих различным решениям, и на основе этого анализа оператор останавливается на том или ином решении <...>