№ 3 УДК: [656.61.052:681.518]:519.816 И. И. Зива, В. А. Ершов, В. И. Меньшиков ОПТИМИЗАЦИЯ ЦЕЛЕВОЙ ФУНКЦИИ И АДАПТАЦИЯ «ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЭЛЕМЕНТА» В НАВИГАЦИОННЫХ И ПРОМЫСЛОВЫХ ДИАЛОГОВЫХ СИСТЕМАХ Внедрение на современных транспортных и промысловых судах экспертных систем, включающих проблемно-ориентированное математическое обеспечение и человека-оператора, использующего этот комплекс для поиска рациональных (оптимальных) решений, позволяет осуществлять диалоговый поиск рациональных (оптимальных) решений. <...> В таких системах режим диалога представляет собой процесс анализа последовательности ситуаций, на основе которого оператор выбирает то или иное решение, отвечающее, с его точки зрения, поставленным целям. <...> Предложена модель механизма поиска экстремума лицом, принимающим решения, целевой функции с гарантированным результатом, составлен алгоритм выбора рациональных (оптимальных) решений по управлению судовыми техническими средствами, обеспечивающих достижение поставленных перед оператором целей. <...> Отмечается, что успех выбора оптимальных решений зависит как от качества проблемно-ориентированного математического обеспечения, так и от квалификации, информированности, опыта, психофизических способностей оператора, включенного в состав экспертной системы. <...> Осознание компромисса и его формы, образованной в процессе диалога проблемно-ориентированного математического обеспечения и человека-оператора, обеспечивают движение к гарантированному успеху. <...> Введение В последнее время в судовождении получают достаточно широкое распространение так называемые экспертные системы, которые позволяют судовому специалисту непосредственно на рабочем месте оценивать результат, получаемый от принятого решения. <...> Традиционно принято считать, что режим диалога представляет собой анализ ситуаций, соответствующих различным решениям, и на основе этого анализа оператор останавливается на том или ином решении <...>