ОБРАЗОВАНИЕ КАК ПРОЦЕСС: СПОСОБЫ ЕГО ОРГАНИЗАЦИИ В ВУЗЕ И. Г. Карелина Воронежский государственный университет Сложившаяся в России система высшего образования, традиционно основанная на последовательном и непрерывном усвоении знаний, несмотря на многовековую историю, практически не претерпела существенных изменений. <...> В то же время приобретенные знания имеют тенденцию устаревать так быстро, что выпускник, выходящий из стен вуза, чтобы «не отстать от жизни», должен уметь «добывать» новые знания, то есть постоянно заниматься самообразованием и саморазвитием. <...> Все это заставляет вузы совершенствовать образовательный процесс, организовывая его так, чтобы помочь своему выпускнику успешнее решать в будущем проблемы, возникающие в профессиональной деятельности. <...> Согласно Толковому словарю русского языка С.И. Ожегова [1], одним из значений термина образование является «получение систематизированных знаний и навыков», а процесс- «ход, развитие какогонибудь явления, последовательная смена состояний в развитии чего-нибудь». <...> Процесс образования как динамическая характеристика получения систематизированных знаний и навыков предполагает образовательные цели, содержание образования, способы и средства получения результата, условия и формы организации обучения и воспитания, их результативность. <...> Еще в начале XIX века П.Ф. Каптерев отмечал, что «сущность образовательного процесса с внутренней стороны заключается в саморазвитии организма; передача важнейших культурных приобретений и обучение старшим поколением младшего есть только внешняя сторона этого процесса, закрывающая самое существо его» [2]. <...> Развитие и саморазвитие человека как личности в процессе его обучения является одной из основных задач образования. <...> Так, выпускник вуза, начиная с момента поступления на работу, продолжает получать новые знания: находясь на своем рабочем месте, он постоянно узнает что-то новое, вольно или невольно <...>