традиции не отменяют новаций cтоит ли туроператорам опасаться онлайн-систем бронирования? <...> Аннотация В статье представлен обзор конкурентных позиций традиционных туроператоров и новых для России электронных систем бронирования. <...> Доказывается возможность их сосуществования на меняющемся по объективным причинам отечественном рынке туриндустрии. <...> Ключевые слова: онлайн-система бронирования, туроператор, OTA, электронная коммерция, маркетинг, сфера услуг В настоящее время в кругах профессионалов российской туриндустрии идет дискуссия на предмет того, вытеснят ли онлайн-системы бронирования (IDS или OTA) традиционных туроператоров из сферы бронирования гостиничных услуг. <...> Это предположение базируется на нескольких факторах: повсеместное распространение мнения об успешности бизнеса в сфере электронной коммерции; более высокой эффективности онлайнсистем бронирования в сравнении с туроператорами; серии банкротств крупных туроператоров и недостаточного внимания к тому, что эти два вида деятельности не являются полностью взаимозаменяемыми. <...> Есть время – есть выбор Электронные или онлайн-системы бронирования появились в США в середине 1990-х годов естественным путем как следующий этап развития сайтов-каталогов, на которых обычно предоставляется информация о гостиницах в каком-либо регионе. <...> Основным конкурентным преимуществом, сделавИцаков Евгений Дмитриевич аспирант, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ eitsakov@yahoo.com экономика отрасли 145 шим такой вид сервиса крайне популярным в мире, стала возможность выбора из огромного спектра отелей именно того, который подходит клиенту больше всего (а не который навязывается туроператором), бронирования в нем размещения и моментально получить подтверждение такового. <...> Указанный подход предоставил путешественникам большую свободу выбора и возможность самостоятельно планировать свой маршрут. отменяют <...>