УДК 629.733.5.016.3 И.М. Титенко, канд. техн. наук (ФГУП «Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем» ГНЦ РФ, Москва); e-mail: fa_tim@mail.ru НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОПТИМИЗАЦИИ ПОЛЕТА ДИРИЖАБЛЯ Предложен метод оценки основной характеристики дирижабля – дальности его полета. <...> Ключевые слова: мощность; оптимальный угол атаки; направление вектора тяги; расход топлива; коэффициент лобового сопротивления; дальность полета. <...> Введение В последнее время вновь возродился интерес к дирижаблям – в 2010 г. в РФ начата разработка Федеральной целевой программы по развитию дирижаблестроения. <...> Свойство дирижаблей совершать полет на большие расстояния будет исследоваться в статье. <...> Так, в [1, 2] оценка дальности полета дирижаблей вообще не проводилась. <...> Постановка задачи На полет дирижабля оказывают влияние ветровый напор, высота полета, способы восполнения «потери веса» дирижабля вследствие расхода топлива и осуществления взлета и посадки, а также другие факторы. <...> В этих условиях наиболее эффективное управление полетом дирижабля может быть осуществлено посредством управления углом атаки, вектором тяги винтов или затрачиваемой на полет мощности двигателей. <...> При оценке необходимой для полета мощности воспользуемся данными работы [3]. <...> Опуская размерности используемых далее величин до рассмотрения расчетно-методического примера, согласно [3] при полете на высоте h со скоростью v , а также с нулевым углом атаки α и горизонтальным направлением вектора тяги винтов дирижаблю в условиях отсутствия ветровой нагрузки определяем необходимую мощность: ND,v =K c U v2 3 3 uρh CE ηв , (1) где CEK – коэффициент, зависящий от выбранной системы единиц и размерности величин U, ρh, h и v; c u – коэффициент лобового сопротивления; ρ h – плотность воздуха на высоте h ; U – объем оболочки дирижабля; η в – КПД винта. <...> Полет дирижабля обычно происходит при h = const и, следовательно, ρ = consth N ~ vDD, v 3 . <...> Поэтому можно принять: , (2) где D – некоторая константа <...>