ТЕМА НОМЕР А Использование специальных знаний при установлении обстоятельств по делам о преступлениях несовершеннолетних* Э Дмитрий Владимирович Карелин, доцент кафедры уголовно-исполнительного права и криминологии, заведующий лабораторией социально-правовых исследований Юридического института Томского государственного университета (ТГУ), кандидат юридических наук ффективное обращение с несовершеннолетними правонарушителями на всех стадиях уголовного судопроизводства, а также при применении к ним мер уголовноправового воздействия, во многом зависит от учета социальных, психологических и иных особенностей лиц, не достигших совершеннолетнего возраста. <...> В связи с этим важным является отражение в материалах уголовного дела данных о наличии таких фактических обстоятельств. <...> Сначала их круг очерчивается в материальном (уголовном) законе, а затем они устанавливаются в качестве предмета доказывания в процессуальном законодательстве. <...> В силу специфики указанных обстоятельств, в подавляющем большинстве случаев они могут быть установлены только лицом, обладающим специальными знаниями. <...> 89 Уголовного кодекса Российской Федерации1 , впервые закреплено положение, в соответствии с которым при назначении наказания несовершеннолетнему кроме обстоятельств, предусмотренных ст. <...> 60 данного Кодекса, учитываются условия его жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенности личности, а также влияние на него старших по возрасту лиц. <...> Согласно * В выступлении Д.В. Карелина на заседании круглого стола, которое состоялось 15 марта 2012 г. в Западно-Сибирском филиале ФГБОУВПО «Российская академия правосудия» (г. Томск), прозвучали основные положения, изложенные автором в данной статье (см.: wsb.raj.ru/rimg/fi les/ispolzovanie_spezial2012. doc). <...> 421 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации2 2 , указанные обстоятельства, наряду с возрастом несовершеннолетнего, входят в предмет доказывания о преступлении <...>