Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 610832)
Контекстум
Вопросы философии  / №4 2017

А.В. СМИРНОВ. Сознание. Логика. Язык. Культура. Смысл. М.: Языки славянской культуры, 2015. 712 c. (200,00 руб.)

0   0
Первый авторКолчигин
АвторыСагикызы А.
Страниц5
ID590089
АннотацияДать оценку всей масштабности и глубине книги Андрея Вадимовича Смирнова в рамках рецензии крайне сложно. Остановимся поэтому только на ключевых моментах монографии, ее системообразующих положениях
Колчигин, С.Ю. А.В. СМИРНОВ. Сознание. Логика. Язык. Культура. Смысл. М.: Языки славянской культуры, 2015. 712 c. / С.Ю. Колчигин, А. Сагикызы // Вопросы философии .— 2017 .— №4 .— С. 216-220 .— URL: https://rucont.ru/efd/590089 (дата обращения: 28.04.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Дать оценку всей масштабности и глубине книги Андрея Вадимовича Смирнова в рамках рецензии крайне сложно. <...> Остановимся поэтому только на ключевых моментах монографии, ее системообразующих положениях. <...> Первая из них состоит в том, что субъект-предикатная конструкция есть не что иное, как ядерная форма сознания. <...> Дело в том, что А. В. Смирнов помещает конструкцию “субъект-предикат” внутрь самого сознания, относит ее к глубинным структурам человеческой мысли. <...> И тогда возникает неизбежный и трудный вопрос: кто является в этой конструкции субъектом? <...> Ведь человек обладает двумя уровнями сознания – эмпирическим и трансцендентальным, и, следовательно, формула “субъект-объект”, опрокидываясь на внутренний мир самого субъекта, на отношения между его эмпирическим содержанием и трансцендентальными условиями, чрезвычайно обостряется. <...> Возникают классические вопросы о сущности трансцендентального субъекта, о характере реальности, известные затруднения, связанные с априоризмом и поисками источников познавательного опыта, и т.д. <...> Лейтмотивом книги является та новаторская мысль ее автора, что связывание субъекта и предиката, т.е. рождение мысли, может осуществляться не по единственной, а по двум технологиям, не просто различным, но альтернативным. <...> Это вторая главная мысль книги, что неоднократно подчеркивает и сам автор. <...> Указанные альтернативные технологии суть логика структуры и логика процесса, или “именная” и “глагольная” логики. <...> При этом делается существенная оговорка: обе эти логики присутствуют в любом человеческом внутреннем мире, в любой культуре, как Запада, так и Востока (см., напр., сноски на с. <...> “Наше сознание не равно нашей субъектности, пусть субъектность и неотъемлема от сознания” (с. <...> Мысль как чистая связность рождается как будто сама собой: мы не контролируем непосредственно ее рождение. <...> Но возможность мыслить, т.е. способность нашего волевого разворачивания смысла, безусловно, имеет <...>