325–343 ТОКАМАКИ УДК 533.9.01 ТУРБУЛЕНТНО-КОНВЕКТИВНЫЙ БЛОК ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО КОДА ASTRA © 2017 г. А. Ю. Днестровский, В. П. Пастухов*, Н. В. Чудин НИЦ “Курчатовский институт”, Москва, Россия e-mail: *Pastukhov_VP@nrcki.ru Поступила в редакцию 25.08.2016 г. Окончательный вариант получен 17.11.2016 г. Представлена физическая модель для усовершенствованного транспортного кода, явно учитывающая вклад турбулентной конвекции в процессы переноса частиц и тепла в основной горячей области плазмы токамака. <...> В основе модели лежит специально разработанный турбулентный блок CONTRA-A, а в качестве транспортной оболочки используется адаптированная версия известного транспортного кода ASTRA. <...> Турбулентный блок CONTRA-A, построенный на основе адиабатически-редуцированных квазидвумерных уравнений магнитной гидродинамики, рассчитывает генерацию и самосогласованную эволюцию низкочастотной турбулентности, включая пространственновременную структуру турбулентных флуктуаций скорости, плотности плазмы и температур электронов и ионов. <...> Используя полученные данные о флуктуациях, блок CONTRA-A рассчитывает турбулентно-конвективные потоки частиц и тепла и передает их в модифицированный код ASTRA, который рассчитывает эволюцию квазиравновесных параметров плазмы. <...> Для иллюстрации возможностей предлагаемой усовершенствованной транспортной модели, представлены результаты моделирования эволюции турбулентной плазмы в двух сценариях разрядов с нестационарным дополнительным нагревом плазмы на установках Т-10 и Т-15МД. <...> ВВЕДЕНИЕ Процессы переноса частиц, тепла, тороидального и полоидального моментов в системах токамак остаются в ряду важнейших задач в области физики плазмы и исследований по программе ИТЭР. <...> Поперечные потоки тепла и частиц, наблюдаемые в токамаках и других системах магнитного удержания высокотемпературной плазмы, как правило, значительно превышают соответствующие неоклассические потоки. <...> Многие известные в настоящее время транспортные <...>