Истоки и метаморфозы генезиса К ЧЕМУ НАС ВЕДЕТ ФИЛИПОНИЯ? <...> Особое расположение ума, заставляющее человека недоверчиво прищуриться и взглянуть на окружающий мир как на заведомого обманщика, желающего скрыть от нас нечто важное, подлинное, настоящее, ввести нас в заблуждение, да так и оставить в этом заблуждении. <...> Филипония – чужое слово, но знакомое всякому мыслящему человеку состояние, – состояние тревоги по поводу того, правильно ли мы ориентируемся в обстоятельствах, не лишены ли истинности наши впечатления, не беспочвенны ли суждения: «в истине» мы живем или пробавляемся иллюзией, которая в любой момент может закончиться? <...> Если исключить патологические случаи подозрительности как проявления психической болезни, то, видимо, «любовь к подозрению» в ее интеллектуальном варианте коренится в самой структуре той реальности, к которой мы принадлежим. <...> При всей внешней прозрачности эмпирической действительности, при исходной стереотипности и нормативности обыденной жизни почти каждый думающий человек раньше или позже в личном опыте соприкасается со сложностью и многоплановостью мира, с его необъяснимостью и непредсказуемостью. <...> И чем более бурными, хаотичными, непонятными, сбивающими с толку являются повседневность и история, тем больше возникает подозрений насчет того, что за явным находится нечто тайное, за стройным фасадом – неизвестный задний план, за «холстом с нарисованным котелком» то ли дверца со скважиной для золотого ключика, то ли только злые пауки. <...> Поэтому в разные эпохи филипония в интеллектуальной жизни то отступает, то наступает вновь, «эпохи доверия» сменяются «эпохами подозрения». <...> Доверие доминирует в относительно спокойные периоды, когда структура отношений в обществе достаточно проста, а мировоззрение вписывается в устоявшуюся парадигму; приступ же филипонии начинается в «эпоху перемен» – экономических трансформаций, парадигмальных сдвигов в знании, в век «переоценки <...>