ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ
Педагогические
измерения
Главный редактор
-
Решетникова Оксана Александровна, канд. пед. наук, директор ФГБНУ «ФИПИ»Решетникова Оксана Александровна, канд. пед. наук, директор ФГБНУ «ФИПИ»
Редакционная коллегия:
--
– академик РАО, д-р
Болотов Виктор Александрович – академик Р
пед. наук, научный руководитель Центра мониторинга
качества образования Национального исследовательского
университета «Высшая школа экономики»
пед. наук, научный рук
ого университета «Высшая школа экономики»
Безбородов Александр Борисович – д-р ист. наук,
Безбородов Александр Борисович – д-р ист. наук, рекрек
тор ФГБОУ ВПО «Российский государственный
тор ФГБОУ ВПО «Российский государственный гуманигумани
тарный университет», руководитель ко мисВербицкая
Мария Валерьевна – д-р филол. наук,
руко водитель комиссии по разработке КИМ для ГИА
по иностранным языкам ФГБНУ «ФИПИ»
Демидова Марина Юрьевна – д-р пед. наук,
руководитель комиссии по разработке КИМ для ГИА
по физике ФГБНУ «ФИПИ»
тарный университет», руководитель Федеральной косии
по разработке КИМ для ГИА по истории ФГБНУ
Вербицкая Мария Валерьевна – д-р филол. наук, руководитель
Федеральной комиссии по разработке КИМ
для ГИА по иностранным языкам ФГБНУ «ФИПИ»
Демидова Марина Юрьевна – д-р пед. наук, руководитель
Центра педагогических измерений ФГБНУ «ФИПИ»
Зинин Сергей Александрович – д-р пед. наук, профессор
кафедры методики преподавания литературы
ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный
университет», руководитель комиссии по разработке
КИМ для ГИА по литературе ФГБНУ «ФИПИ»
Зинин Сергей Александрович – д-р пед. наук, профессор
кафедры методики преподавания литературы
ФГБОУ ВО «Московский педагогический го сударст
венный университет», руководитель ко мис сии
по раз работке КИМ для ГИА по литературе ФГБНУ
«ФИПИ»
Ефремова Надежда Фёдоровна – д-р пед. наук, заведующий
кафедрой педагогических измерений Донского
государственного технического университета
Редакция:
Ефремова Надежда Фёдоровна – д-р пед. наук, заведующий
кафедрой педагогических измерений Донского
государственного технического университета
миссии по разработке КИМ для ГИА по истории ФГБНУ
«ФИПИ»
Иванова Светлана Вениаминовна – чл.-корр. РАО,
д-р филос. наук, научный руководитель Института
стратегии развития образования Российской академии
образования
Карданова Елена Юрьевна – канд. физ.-мат. наук,
директор Центра мониторинга качества образова ния
Национального исследовательского университета
«Высшая школа экономики»
Лобжанидзе Александр Александрович – д-р пед. наук,
заведующий кафедрой экономической и социальной
географии имени академика РАО В.П. Максаковского
ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный
университет», руководитель комиссии по разработке
КИМ для ГИА по географии ФГБНУ «ФИПИ»
Лазебникова Анна Юрьевна – чл.-корр. РАО, д-р пед.
наук, руководитель Центра социально-гуманитарного
образования Института стратегии развития образования
Российской академии образования
Семченко Евгений Евгеньевич – канд. экон. наук,
директор Департамента государственной политики и
управления в сфере общего образования Министерства
просвещения Российской Федерации
Татур Александр Олегович – канд. физ.-мат. наук,
глав ный научный консультант ФГБНУ «ФИПИ»
Иванова Светлана Вениаминовна – чл.-корр. РАО, д-р
филос. наук, директор Института стратегии развития
образования Российской академии образования
Карданова Елена Юрьевна – канд. физ.-мат. наук,
директор Центра мониторинга качества образования
Национального исследовательского университета
«Высшая школа экономики»
Лобжанидзе Александр Александрович – д-р пед. наук,
заведующий кафедрой экономической и социальной
географии имени академика РАО В.П. Максаковского
ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный
университет», руководитель комиссии по разработке
КИМ для ГИА по географии ФГБНУ «ФИПИ»
Лазебникова Анна Юрьевна – чл.-корр. РАО, д-р пед.
наук, руководитель Центра социально-гуманитарного
образования Института стратегии развития образования
Российской академии образования
Семченко Евгений Евгеньевич – канд. экон. наук, начальник
Управления надзора и контроля за деятельностью
органов исполнительной власти субъектов РФ
Рособрнадзора
Татур Александр Олегович – канд. физ.-мат. наук, главный
научный консультант ФГБНУ «ФИПИ»
202120183
3
ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений»
Адрес: 123557, г. Москва, ул. Пресненский Вал, дом 19, строение 1
Заместитель главного редактора: Шишмакова Елена Владимировна, кандидат педагогических наук
Ответственный секретарь: Степанова Марина Владимировна, кандидат педагогических наук
Вёрстка: Буланов Максим
Технолог: Цыганков Артём
Тел: (495) 345-52-00, 345-59-00, 972-59-62
Е-mail: narob@уаndex.ru, www.narodnoe.org
Адрес: 109341, Москва, ул. Люблинская, 157, корп. 2
© Коллектив авторов, 2021
Заместитель главного редактора: к.психол.н.
Кушнир Алексей Михайлович
Заместитель главного редактора:
Лячина Светлана Николаевна
Ответственный секретарь:
Чернышова Ксения Владимировна
Вёрстка: Столбова Марина
Корректор: Асанова Людмила
Технолог: Цыганков Артём
Тел.: (495) 345-52-00, 345-59-00, 972-59-62
E-mail: narob@yandex.ru, kushnir-narobr@yandex.ru
www.narodnoe.org
Адрес: 109341, Москва, ул. Люблинская, 157, корп. 2
-
ФГБНУ «Федеральный институт педагогических
измерений»
Адрес: 123557, г. Москва, ул. Пресненский Вал,
дом 19, строение 1
© Коллектив авторов, 2018
Стр.2
Содержание номера
АНАЛИТИКА
Цыбулько И.П., Крайник О.М., Соловьёва Т.В.
Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок
участников ЕГЭ 2021 года по русскому языку ................................................................................3
Приведена краткая характеристика КИМ ЕГЭ по русскому языку в 2021 г., представлены
основные результаты выполнения экзаменационной работы; проанализированы учебные
достижения и дефициты выпускников с различным уровнем подготовки по русскому языку;
рассмотрены особенности выполнения различных заданий работы; приведены рекомендации
по коррекции выявленных в результате анализа дефицитов; описаны изменения в КИМ ЕГЭ
по русскому языку в 2022 году.
Вербицкая М.В., Махмурян К.С., Трешина И.В.
Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок
участников ЕГЭ 2021 года по иностранным языкам .....................................................................37
Приведена краткая характеристика КИМ ЕГЭ по иностранным языкам в 2021 г., представлены
основные результаты выполнения экзаменационной работы по английскому, французскому,
немецкому, испанскому и китайскому языкам; проанализированы результаты выполнения
заданий по английскому языку выпускниками с разным уровнем иноязычной коммуникативной
компетенции; приведены рекомендации по совершенствованию методики преподавания
английского языка; описаны изменения КИМ ЕГЭ по иностранным языкам в 2022 году.
Зинин С.А., Барабанова М.А., Новикова Л.В., Беляева Н.В.
Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок
участников ЕГЭ 2021 года по литературе .....................................................................................73
Приведена краткая характеристика КИМ ЕГЭ по литературе в 2021 г., представлены основные
результаты выполнения экзаменационной работы по линиям заданий и по содержательным
блокам; проанализированы учебные достижения и дефициты выпускников с различным уровнем
подготовки по литературе, в том числе и динамика уровня сформированности отдельных умений
на основе сравнения результатов по линиям заданий ЕГЭ разных лет; приведены рекомендации
по совершенствованию методики преподавания предмета; описаны изменения КИМ ЕГЭ
по литературе в 2022 году.
Артасов И.А.
Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок
участников ЕГЭ 2021 года по истории ..........................................................................................110
Приведена краткая характеристика КИМ ЕГЭ по истории в 2021 г., представлены основные
результаты выполнения экзаменационной работы, дан анализ выполнения линий заданий
по проверяемым видам деятельности: знание хронологии, знание терминов и понятий, знание
персоналий, работа с источниками, поиск аргументов; проанализированы учебные достижения
и дефициты выпускников с различным уровнем подготовки по истории; приведены рекомендации
по подготовке к ЕГЭ-2022 по истории.
Лискова Т.Е.
Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок
участников ЕГЭ 2021 года по обществознанию ...........................................................................137
Приведена краткая характеристика КИМ ЕГЭ по обществознанию в 2021 г., представлены
основные результаты выполнения экзаменационной работы; дан анализ выполнения линий
заданий по видам деятельности и блокам содержания; проанализированы учебные достижения
и дефициты выпускников с различным уровнем подготовки по обществознанию; предложены
рекомендации по коррекции типичных затруднений обучающихся, выявленных при проведении
ЕГЭ по обществознанию; описаны изменения в КИМ ЕГЭ-2022.
Подписано в печать 12.11.2021. Формат 60×90/8
Бумага офсетная. Печать офсетная. Печ.л. 20. Усл.-печ.л. 20
Тираж 1000 экз. Заказ № 21B19
2
Учредитель ООО «НИИ школьных технологий».
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ №77-15870 от 07.07.2003 г.
109341, Москва, ул. Люблинская, д. 157, корп. 2
Тел.: (495) 345-52-00
E-mail: narob@yandex.ru
Распространение: no.podpiska@yandex.ru
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ / EDUCATIONAL MEASUREMENTS 3/2021
Стр.3