Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 610371)
Контекстум

Организация самостоятельной деятельности студентов по дисциплине «Физическая реабилитация» на основе использования активных форм занятий и онлайн-ресурсов (220,00 руб.)

0   0
АвторыСетяева Наталья Николаевна
ИздательствоРИО СурГПУ
Страниц120
ID757726
АннотацияВ учебно-методическое пособие включены материалы для организации самостоятельной деятельности, в том числе деятельности студентов в дистанционном формате обучения по дисциплине «Физическая реабилитация». Пособие направлено на формирование профессиональных компетенций обучающихся и может быть использовано на практических занятиях, при самостоятельной подготовке и проведении контрольных мероприятий.
Организация самостоятельной деятельности студентов по дисциплине «Физическая реабилитация» на основе использования активных форм занятий и онлайн-ресурсов : учебно-методическое пособие, направление подготовки 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) / Н. Н. Сетяева .— Сургут : РИО СурГПУ, 2021 .— 120 с. — URL: https://rucont.ru/efd/757726 (дата обращения: 21.04.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Организация_самостоятельной_деятельности_студентов_по_дисциплине_«Физическая_реабилитация»_на_основе_использования_активных_форм_занятий_и_онлайн-ресурсов.pdf
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Н.Н. Сетяева ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ» НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АКТИВНЫХ ФОРМ ЗАНЯТИЙ И ОНЛАЙН-РЕСУРСОВ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ Направление подготовки для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) 49.03.02 Физическая культура Сургут, 2021 1
Стр.1
УДК 615.8(075.8) ББК 53.541я73-9 С 33 Печатается по рекомендации отдела мониторинга качества обучения БУ «Сургутский государственный педагогический университет» Рецензенты: Степанова Г.А., д.п.н., профессор кафедры теории и методики физического воспитания БУ «Сургутского государственного педагогического университета» Бойко Н.А., к.п.н., доцент кафедры теории и методики физического воспитания БУ «Сургутского государственного педагогического университета» Сетяева, Н. Н. С 33 Организация самостоятельной деятельности студентов по дисциплине «Физическая реабилитация» на основе использования активных форм занятий и онлайн-ресурсов : учебно-методическое пособие, направление подготовки 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) / Н. Н. Сетяева ; Департамент образования и молодеж. политики ХМАО – Югры, Бюджет. учреждение высш. образования ХМАО – Югры «Сургут. гос. пед. ун-т». – Сургут : РИО БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2021. – 119, [1] с. – Текст : непосредственный. В учебно-методическое пособие включены материалы для организации самостоятельной деятельности, в том числе деятельности студентов в дистанционном формате обучения по дисциплине «Физическая реабилитация». Пособие направлено на формирование профессиональных компетенций обучающихся и может быть использовано на практических занятиях, при самостоятельной подготовке и проведении контрольных мероприятий. Адресовано студентам, обучающимся по направлению подготовки 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура). УДК 615.8(075.8) ББК 53.541я73-9 © Сетяева Н.Н., 2021 © БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2021 2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ Предисловие .......................................................................................................... 5 РАЗДЕЛ I. Основы физической реабилитации и особенности ее применения в травматологии ............................................. 9 1.1. Общие основы реабилитации .................................................................... 10 1.2. Двигательные режимы в реабилитации ................................................... 13 1.3. Средства, методы и формы реабилитации ............................................... 15 1.4. Понятие о травме, травматизме, травматической болезни .................... 18 1.5. Периоды реабилитации в травматологии ................................................ 20 1.6. Реабилитация при переломах костей верхних и нижних конечностей, позвоночника и костей таза (вариативное занятие) ............................................. 24 1.7. Физическая реабилитация больных при ожогах и отморожениях ........ 34 РАЗДЕЛ II. Физическая реабилитация при заболеваниях внутренних органов ............................................................................................. 38 2.1. Общие данные о заболеваниях сердечно-сосудистой системы. Физическая реабилитация при ишемической болезни сердца, инфаркте миокарда, стенокардии ......................................................................... 39 2.2. Физическая реабилитация при атеросклерозе, гипертонической и гипотонической болезни сердца ........................................................................ 40 2.3. Физическая реабилитация при заболеваниях органов дыхания ............ 43 2.4. Клинико-физиологическое обоснование применения средств физической реабилитации при заболеваниях органов дыхания ........................ 44 2.5. Физическая реабилитация при гастритах, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки ................................................................................ 48 2.6. Проведение реабилитационных мероприятий с пациентом с заболеванием органов желудочно-кишечного тракта ...................................... 50 2.7. Общая характеристика средств физической реабилитации при заболеваниях обмена веществ ........................................................................ 58 2.8. Характеристика изменений при заболеваниях и повреждениях нервной системы ........................................................................ 59 2.9. Особенности реабилитационных мероприятий пациентов с последствиями острого нарушения мозгового кровообращения .................... 60 2.10. Проведение реабилитационных мероприятий с пациентами с последствиями острого нарушения мозгового кровообращения .................... 70 2.11. Механизмы реабилитационного действия физических упражнений и особенности методики их применения на различных этапах реабилитации при травматической болезни спинного мозга ...................................................... 72 2.12. Физическая реабилитация при заболеваниях и травмах периферической нервной системы ....................................................................... 74 3
Стр.3
2.13. Особенности реабилитационного ухода в период беременности, в родах и послеродовый период ........................................................................... 76 2.14. Особенности реабилитационных мероприятий при гинекологических заболеваниях ................................................................... 78 2.15. Физическая реабилитация при оперативных вмешательствах на органах грудной и брюшной полости ............................................................. 79 2.16. Реабилитация инвалидов с повреждениями и дефектами опорнодвигательного аппарата и лиц после оперативного вмешательства ................. 81 РАЗДЕЛ III. Физическая реабилитация в педиатрии ............................. 86 3.1. Физическая реабилитация при врожденной патологии развития ребенка .................................................................................................... 87 3.2. Реабилитационные мероприятия при приобретенной патологии у детей ..................................................................................................................... 88 3.3. Физическая реабилитация при нарушении осанки, сколиозе и плоскостопии ...................................................................................................... 90 Методические рекомендации и указания для студентов ............................. 96 Заключение ……………………………………………….. .................................. 97 Учебно-методическое и программное обеспечение ....................................... 98 Приложения ……………………………………………….. .............................. 101 Глоссарий основных понятий дисциплины .................................................. 110 4
Стр.4
ПРЕДИСЛОВИЕ Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы. Дисциплина «Физическая реабилитация» относится к обязательной части основной профессиональной образовательной программы 49.03.02 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)». Для освоения дисциплины студенты используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе освоения всех дисциплин данного цикла на предыдущих курсах обучения. Дисциплина «Физическая реабилитация» является основой для изучения нового подхода к реабилитации как к науке, способной обеспечить восстановления здоровья и трудоспособности, которые были нарушены болезнью, травмой, физическими или социальными факторами. Преподавание строится с учетом знаний студентов о морфофункциональных критериях нормального состояния организма, о структуре физических упражнений, полученных в курсах биологии, анатомии, физиологии, теории и методики физического воспитания. Цель освоения дисциплины: научить студентов проведению реабилитационных мероприятий с применением комплексов физических упражнений, физических средств и методов воздействия при восстановлении нарушенных или временно утраченных функций организма человека для наиболее типичных нозологических форм, видов инвалидности, различных возрастных и тендерных групп лиц с отклонениями в состоянии здоровья. В связи с этим определены задачи освоения дисциплины: 1. Научить студентов проведению занятий физической реабилитации в травматологии в зависимости от локализации и способа иммобилизации. 2. Научить планированию и организации реабилитационных занятий, проведению комплекса физических упражнений, применения физических средств и массажа с учетом возраста, пола при заболеваниях внутренних органов с целью эффективного и раннего возвращения пациентов в общество, к бытовым, трудовым процессам, и восстановления личностных свойств человека. 3. Научить студентов применять средства и методы физической реабилитации в педиатрии. Процесс освоения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:  способен определять закономерности восстановления нарушенных или временно утраченных функций организма человека для различных нозологических форм, видов инвалидности, возрастных и гендерных групп лиц с отклонениями в состоянии здоровья (ОПК-8);  способен развивать компенсаторные возможности, оставшиеся после болезни или травмы функции организма человека для различных нозологических форм, видов инвалидности, возрастных и гендерных групп лиц с отклонениями в состоянии здоровья (ОПК-9); 5
Стр.5
 способен проводить комплексы физических упражнений, применять физические средства и методы воздействия на человека с целью предупреждения возможного возникновения и (или) прогрессирования заболеваний, обусловленных основным дефектом организма лиц с отклонениями в состоянии здоровья (вторичных отклонений и сопутствующих заболеваний) (ОПК-10). В результате изучения дисциплины обучающийся должен овладеть следующими компонентами компетенций: Знать:  основные понятия, используемые в реабилитационной деятельности;  наиболее часто встречающиеся виды заболеваний и повреждений;  особенности реабилитации;  основных закономерностей развития различных видов заболеваний и поражений организма человека, вторичных отклонений, обусловленных основным заболеванием и поражением, сопутствующих основному дефекту, заболеванию и поражению;  основ реабилитации и закономерности развития различных видов заболеваний, травм и вторичных отклонений, обусловленных основным заболеванием;  видов физических упражнений, физических средств и методов воздействия на человека с целью предупреждения прогрессирования основного заболевания (дефекта) организма;  специфики составления комплексов физических упражнений, применения физических средств и методов воздействия на человека с целью предупреждения возможного возникновения и (или) прогрессирования заболеваний, обусловленных основным дефектом организма лиц с отклонениями в состоянии здоровья (вторичных отклонений и сопутствующих заболеваний). уметь:  дифференцированно распределять средства реабилитации с учетом индивидуальных особенностей;  использовать средства, формы и методы физической реабилитации при различных заболеваниях и травмах в зависимости от возраста и гендерных особенностей;  использовать различные методики физической реабилитации при нарушенных или временно утраченных функций организма человека для различных нозологических форм, видов инвалидности, возрастных и гендерных групп лиц с отклонениями в состоянии здоровья;  оценивать эффективность физической реабилитации при заболеваниях и повреждениях у различных возрастных групп;  планировать и организовывать реабилитационные занятия с учетом возраста, пола, нозологических форм заболеваний занимающихся;  корректировать содержание и направленность компенсаторной деятельности в соответствии с индивидуальными особенностями организма человека; 6
Стр.6
 подбирать и осуществлять на практике комплекс физических упражнений, физических средств и методов воздействия на человека, ориентированный на предупреждение прогрессирования основного заболевания (дефекта) организма у лиц с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалидов);  проводить комплексы физических упражнений, применять физические средства и массаж с учетом возраста, пола, нозологических форм заболеваний занимающихся. Владеть:  алгоритмом планирования реабилитационных занятий при различных видах заболеваний и поражений организма человека, вторичных отклонений, обусловленных основным заболеванием и поражением, сопутствующих основному дефекту, заболеванию и поражению;  методами физической реабилитации в зависимости от нозологии и возрастных особенностей;  общей схемой выбора и использования разнообразия физических упражнений, применения физических средств и массажа, используемых в процессе восстановления нарушенных или временно утраченных функций организма человека различных нозологических групп;  алгоритмом проведения реабилитационных занятий при различных видах заболеваний и поражений организма человека, вторичных отклонений, обусловленных основным заболеванием и поражением, сопутствующих основному дефекту, заболеванию и поражению. Иметь опыт:  применения реабилитационной деятельности с учетом закономерностей развития различных видов заболеваний, травм и вторичных отклонений, обусловленных основным заболеванием;  владения приемами массажа, способами адекватного его использования в зависимости от нозологии и возрастных особенностей;  создания условий развития компенсаторных возможностей организма человека;  практического применения физических упражнений, физических средств и методов воздействия на человека, направленных на предупреждение прогрессирования основного заболевания (дефекта) организма у лиц с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалидов);  проведения комплексов физических упражнений, применения физических средств и методов воздействия на человека с целью предупреждения возможного возникновения и прогрессирования заболеваний, обусловленных основным дефектом организма лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы (144 ч.). Учебная работа проводится в форме лекций, фрейм-сравнений, деловых игр, решения кейсов и иллюстративных учебных ситуаций, практического проведения реабилитационных занятий и др. В лекционном курсе во7
Стр.7
просы физической реабилитации объединяются по тематическому принципу (этиология и патогенез заболевания, задачи физической реабилитации, механизмы лечебного действия физических упражнений, массажа и физиотерапевтического воздействия, методика ЛФК и массажа при отдельных заболеваниях и т.п.). Большая часть практических занятий проводится в отделениях реабилитации лечебных учреждений путем отработки и закрепления практических навыков в реальных условиях, под руководством преподавателя и под контролем инструкторов по адаптивной физической культуре. В пособие представлены практические работы, размещенные на образовательных онлайн-ресурсах и проводимые с помощью их, в частности: https://www.menti.com, https://www.creately.com, https://www.learnis.ru, https://awwapp.com, https://www.google.ru/forms/about/, https://www.canva.com, https://wordwall.net, https://www.mindomo.com, https://trello.com. Кроме этого, активно вовлечены ресурсы: http://умксипр.рф, https://www.youtube.com, https://zoom.us/join. Реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, ПОПС – технологий и т.д.) в сочетании с дистанционной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. 8
Стр.8

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически