ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Н.Н. Сетяева
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ»
НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
АКТИВНЫХ ФОРМ ЗАНЯТИЙ И ОНЛАЙН-РЕСУРСОВ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Направление подготовки
для лиц с отклонениями в состоянии здоровья
(адаптивная физическая культура)
49.03.02 Физическая культура
Сургут, 2021
1
Стр.1
УДК 615.8(075.8)
ББК 53.541я73-9
С 33
Печатается по рекомендации отдела
мониторинга качества обучения
БУ «Сургутский государственный
педагогический университет»
Рецензенты:
Степанова Г.А., д.п.н., профессор кафедры
теории и методики физического воспитания
БУ «Сургутского государственного педагогического университета»
Бойко Н.А., к.п.н., доцент кафедры
теории и методики физического воспитания
БУ «Сургутского государственного педагогического университета»
Сетяева, Н. Н.
С 33
Организация самостоятельной деятельности студентов по дисциплине
«Физическая реабилитация» на основе использования активных
форм занятий и онлайн-ресурсов : учебно-методическое пособие, направление
подготовки 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями
в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) / Н. Н. Сетяева ;
Департамент образования и молодеж. политики ХМАО – Югры, Бюджет.
учреждение высш. образования ХМАО – Югры «Сургут. гос. пед. ун-т». –
Сургут : РИО БУ «Сургутский государственный педагогический университет»,
2021. – 119, [1] с. – Текст : непосредственный.
В учебно-методическое пособие включены материалы для организации
самостоятельной деятельности, в том числе деятельности студентов
в дистанционном формате обучения по дисциплине «Физическая реабилитация».
Пособие направлено на формирование профессиональных
компетенций обучающихся и может быть использовано на практических
занятиях, при самостоятельной подготовке и проведении контрольных
мероприятий.
Адресовано студентам, обучающимся по направлению подготовки
49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья
(адаптивная физическая культура).
УДК 615.8(075.8)
ББК 53.541я73-9
© Сетяева Н.Н., 2021
© БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2021
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие .......................................................................................................... 5
РАЗДЕЛ I. Основы физической реабилитации
и особенности ее применения в травматологии ............................................. 9
1.1. Общие основы реабилитации .................................................................... 10
1.2. Двигательные режимы в реабилитации ................................................... 13
1.3. Средства, методы и формы реабилитации ............................................... 15
1.4. Понятие о травме, травматизме, травматической болезни .................... 18
1.5. Периоды реабилитации в травматологии ................................................ 20
1.6. Реабилитация при переломах костей верхних и нижних конечностей,
позвоночника и костей таза (вариативное занятие) ............................................. 24
1.7. Физическая реабилитация больных при ожогах и отморожениях ........ 34
РАЗДЕЛ II. Физическая реабилитация при заболеваниях
внутренних органов ............................................................................................. 38
2.1. Общие данные о заболеваниях сердечно-сосудистой системы.
Физическая реабилитация при ишемической болезни сердца,
инфаркте миокарда, стенокардии ......................................................................... 39
2.2. Физическая реабилитация при атеросклерозе, гипертонической
и гипотонической болезни сердца ........................................................................ 40
2.3. Физическая реабилитация при заболеваниях органов дыхания ............ 43
2.4. Клинико-физиологическое обоснование применения средств
физической реабилитации при заболеваниях органов дыхания ........................ 44
2.5. Физическая реабилитация при гастритах, язвенной болезни желудка
и двенадцатиперстной кишки ................................................................................ 48
2.6. Проведение реабилитационных мероприятий с пациентом
с заболеванием органов желудочно-кишечного тракта ...................................... 50
2.7. Общая характеристика средств физической реабилитации
при заболеваниях обмена веществ ........................................................................ 58
2.8. Характеристика изменений при заболеваниях
и повреждениях нервной системы ........................................................................ 59
2.9. Особенности реабилитационных мероприятий пациентов
с последствиями острого нарушения мозгового кровообращения .................... 60
2.10. Проведение реабилитационных мероприятий с пациентами
с последствиями острого нарушения мозгового кровообращения .................... 70
2.11. Механизмы реабилитационного действия физических упражнений
и особенности методики их применения на различных этапах реабилитации
при травматической болезни спинного мозга ...................................................... 72
2.12. Физическая реабилитация при заболеваниях и травмах
периферической нервной системы ....................................................................... 74
3
Стр.3
2.13. Особенности реабилитационного ухода в период беременности,
в родах и послеродовый период ........................................................................... 76
2.14. Особенности реабилитационных мероприятий
при гинекологических заболеваниях ................................................................... 78
2.15. Физическая реабилитация при оперативных вмешательствах
на органах грудной и брюшной полости ............................................................. 79
2.16. Реабилитация инвалидов с повреждениями и дефектами опорнодвигательного
аппарата и лиц после оперативного вмешательства ................. 81
РАЗДЕЛ III. Физическая реабилитация в педиатрии ............................. 86
3.1. Физическая реабилитация при врожденной патологии
развития ребенка .................................................................................................... 87
3.2. Реабилитационные мероприятия при приобретенной патологии
у детей ..................................................................................................................... 88
3.3. Физическая реабилитация при нарушении осанки, сколиозе
и плоскостопии ...................................................................................................... 90
Методические рекомендации и указания для студентов ............................. 96
Заключение ……………………………………………….. .................................. 97
Учебно-методическое и программное обеспечение ....................................... 98
Приложения ……………………………………………….. .............................. 101
Глоссарий основных понятий дисциплины .................................................. 110
4
Стр.4
ПРЕДИСЛОВИЕ
Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы.
Дисциплина «Физическая реабилитация» относится к обязательной части
основной профессиональной образовательной программы 49.03.02 «Физическая
культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная
физическая культура)». Для освоения дисциплины студенты используют знания,
умения и виды деятельности, сформированные в процессе освоения всех
дисциплин данного цикла на предыдущих курсах обучения.
Дисциплина «Физическая реабилитация» является основой для изучения
нового подхода к реабилитации как к науке, способной обеспечить восстановления
здоровья и трудоспособности, которые были нарушены болезнью,
травмой, физическими или социальными факторами.
Преподавание строится с учетом знаний студентов о морфофункциональных
критериях нормального состояния организма, о структуре физических
упражнений, полученных в курсах биологии, анатомии, физиологии, теории
и методики физического воспитания.
Цель освоения дисциплины: научить студентов проведению реабилитационных
мероприятий с применением комплексов физических упражнений,
физических средств и методов воздействия при восстановлении нарушенных
или временно утраченных функций организма человека для наиболее типичных
нозологических форм, видов инвалидности, различных возрастных и
тендерных групп лиц с отклонениями в состоянии здоровья.
В связи с этим определены задачи освоения дисциплины:
1. Научить студентов проведению занятий физической реабилитации
в травматологии в зависимости от локализации и способа иммобилизации.
2. Научить планированию и организации реабилитационных занятий,
проведению комплекса физических упражнений, применения физических
средств и массажа с учетом возраста, пола при заболеваниях внутренних органов
с целью эффективного и раннего возвращения пациентов в общество,
к бытовым, трудовым процессам, и восстановления личностных свойств человека.
3.
Научить студентов применять средства и методы физической реабилитации
в педиатрии.
Процесс освоения дисциплины направлен на формирование следующих
компетенций:
способен определять закономерности восстановления нарушенных
или временно утраченных функций организма человека для различных нозологических
форм, видов инвалидности, возрастных и гендерных групп лиц
с отклонениями в состоянии здоровья (ОПК-8);
способен развивать компенсаторные возможности, оставшиеся после
болезни или травмы функции организма человека для различных нозологических
форм, видов инвалидности, возрастных и гендерных групп лиц с отклонениями
в состоянии здоровья (ОПК-9);
5
Стр.5
способен проводить комплексы физических упражнений, применять
физические средства и методы воздействия на человека с целью предупреждения
возможного возникновения и (или) прогрессирования заболеваний,
обусловленных основным дефектом организма лиц с отклонениями в состоянии
здоровья (вторичных отклонений и сопутствующих заболеваний)
(ОПК-10).
В результате изучения дисциплины обучающийся должен овладеть
следующими компонентами компетенций:
Знать:
основные понятия, используемые в реабилитационной деятельности;
наиболее часто встречающиеся виды заболеваний и повреждений;
особенности реабилитации;
основных закономерностей развития различных видов заболеваний и
поражений организма человека, вторичных отклонений, обусловленных основным
заболеванием и поражением, сопутствующих основному дефекту,
заболеванию и поражению;
основ реабилитации и закономерности развития различных видов заболеваний,
травм и вторичных отклонений, обусловленных основным заболеванием;
видов физических упражнений, физических средств и методов воздействия
на человека с целью предупреждения прогрессирования основного
заболевания (дефекта) организма;
специфики составления комплексов физических упражнений, применения
физических средств и методов воздействия на человека с целью предупреждения
возможного возникновения и (или) прогрессирования заболеваний,
обусловленных основным дефектом организма лиц с отклонениями
в состоянии здоровья (вторичных отклонений и сопутствующих заболеваний).
уметь:
дифференцированно распределять средства реабилитации с учетом
индивидуальных особенностей;
использовать средства, формы и методы физической реабилитации
при различных заболеваниях и травмах в зависимости от возраста и гендерных
особенностей;
использовать различные методики физической реабилитации при нарушенных
или временно утраченных функций организма человека для различных
нозологических форм, видов инвалидности, возрастных и гендерных групп
лиц с отклонениями в состоянии здоровья;
оценивать эффективность физической реабилитации при заболеваниях
и повреждениях у различных возрастных групп;
планировать и организовывать реабилитационные занятия с учетом
возраста, пола, нозологических форм заболеваний занимающихся;
корректировать содержание и направленность компенсаторной деятельности
в соответствии с индивидуальными особенностями организма человека;
6
Стр.6
подбирать и осуществлять на практике комплекс физических упражнений,
физических средств и методов воздействия на человека, ориентированный
на предупреждение прогрессирования основного заболевания (дефекта)
организма у лиц с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалидов);
проводить комплексы физических упражнений, применять физические
средства и массаж с учетом возраста, пола, нозологических форм заболеваний
занимающихся.
Владеть:
алгоритмом планирования реабилитационных занятий при различных
видах заболеваний и поражений организма человека, вторичных отклонений,
обусловленных основным заболеванием и поражением, сопутствующих основному
дефекту, заболеванию и поражению;
методами физической реабилитации в зависимости от нозологии
и возрастных особенностей;
общей схемой выбора и использования разнообразия физических
упражнений, применения физических средств и массажа, используемых в процессе
восстановления нарушенных или временно утраченных функций организма
человека различных нозологических групп;
алгоритмом проведения реабилитационных занятий при различных
видах заболеваний и поражений организма человека, вторичных отклонений,
обусловленных основным заболеванием и поражением, сопутствующих основному
дефекту, заболеванию и поражению.
Иметь опыт:
применения реабилитационной деятельности с учетом закономерностей
развития различных видов заболеваний, травм и вторичных отклонений,
обусловленных основным заболеванием;
владения приемами массажа, способами адекватного его использования
в зависимости от нозологии и возрастных особенностей;
создания условий развития компенсаторных возможностей организма
человека;
практического применения физических упражнений, физических
средств и методов воздействия на человека, направленных на предупреждение
прогрессирования основного заболевания (дефекта) организма у лиц с отклонениями
в состоянии здоровья (включая инвалидов);
проведения комплексов физических упражнений, применения физических
средств и методов воздействия на человека с целью предупреждения
возможного возникновения и прогрессирования заболеваний, обусловленных
основным дефектом организма лиц с отклонениями в состоянии здоровья.
Общая
трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы
(144 ч.).
Учебная работа проводится в форме лекций, фрейм-сравнений, деловых
игр, решения кейсов и иллюстративных учебных ситуаций, практического
проведения реабилитационных занятий и др. В лекционном курсе во7
Стр.7
просы физической реабилитации объединяются по тематическому принципу
(этиология и патогенез заболевания, задачи физической реабилитации, механизмы
лечебного действия физических упражнений, массажа и физиотерапевтического
воздействия, методика ЛФК и массажа при отдельных заболеваниях
и т.п.). Большая часть практических занятий проводится в отделениях
реабилитации лечебных учреждений путем отработки и закрепления практических
навыков в реальных условиях, под руководством преподавателя и под
контролем инструкторов по адаптивной физической культуре.
В пособие представлены практические работы, размещенные на образовательных
онлайн-ресурсах и проводимые с помощью их, в частности:
https://www.menti.com,
https://www.creately.com,
https://www.learnis.ru,
https://awwapp.com,
https://www.google.ru/forms/about/,
https://www.canva.com,
https://wordwall.net,
https://www.mindomo.com,
https://trello.com.
Кроме этого, активно вовлечены ресурсы:
http://умксипр.рф,
https://www.youtube.com,
https://zoom.us/join.
Реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование
в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения
занятий (деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, ПОПС –
технологий и т.д.) в сочетании с дистанционной работой с целью формирования
и развития профессиональных навыков обучающихся.
8
Стр.8