Министерство просвещения Российской Федерации
Омский государственный педагогический
университет
Ministry of Education of the Russian Federation
Omsk State Pedagogical University
Вестник
Review
Омского государственного
педагогического
университета
ГУМАНИТАРНЫЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ
Научный журнал
2020 • № 2 (27)
of Omsk State
Pedagogical
University
HUMANITARIAN
RESEARCH
Scientific Journal
2020 • № 2 (27)
Омск
Omsk
Издательство ОмГПУ
2020
OSPU Publishing House
2020
Стр.2
СОДЕРжАНИЕ
ISSN 2309-9380
Вестник
ОмскОгО гОсударстВеннОгО
педагОгическОгО униВерситета.
гуманитарные исследОВания
научный журнал
2020. № 2 (27)
Издается с ноября 2013 года
Выходит 4 раза в год
Подписной индекс 53075
Главный редактор —
Федяев Д. М., доктор философских наук, профессор
Заместители главного редактора —
Горнова Г. В., доктор философских наук, доцент,
Федяева Н. Д., доктор филологических наук, доцент
Беренд Н., профессор (Мангейм, Германия)
Буренкова С. В., доктор филологических наук, доцент
Киричук Е. В., доктор филологических наук, доцент
Ковтун Н. В., доктор филологических наук, профессор
(Красноярск)
Редакционная коллегия:
ФИЛОСОФИЯ
Гагарин А. С., Новопашин С. А.
Экзистенциальные аспекты концепции
постчеловека ........................................................9
Карпова Л. М. Этические аспекты
аргументации .....................................................14
Кордас О. М. Фундаментализм и нигилизм
как формы конфликтного сознания .................18
Максименко Л. А. Китайский традиционализм
в философской оптике .......................................21
Марков Б. В., Кабылинский Б. В. Дискурс
о медиумах (проблема человека в аспекте
конфликтной реальности) .................................25
Мартишина Н. И. Аксиология дороги
в российской культуре и ее философскохудожественная
репрезентация .......................28
Коптева Э. И., доктор филологических наук, доцент
Косяков Г. В., доктор филологических наук, профессор
Лапчик М. П., доктор педагогических наук, профессор
Мартишина Н. И., доктор философских наук, профессор
(Новосибирск)
Медведев Л. Г., доктор педагогических наук, профессор
Назарова Т. С., доктор педагогических наук, доцент
(Москва)
Родигина Н. Н., доктор исторических наук, профессор
(Новосибирск)
Смит П., профессор (Арлингтон, США)
Смолин О. Н., доктор философских наук, профессор
(Москва)
Чуркина Н. И., доктор педагогических наук, доцент
Учредитель —
Пекарская И. В., доктор филологических наук, профессор
(Абакан)
Навойчик Е. Ю. Нормативные вариации
модерна в образовании и культуре эпохи
постмодерна ......................................................33
Нефёдова Л. К. Смыслы детства в античной
философии и социально-гуманитарном
знании ................................................................ 36
Попов Д. В. Пешком по городу с М. де Серто,
или Инструкция по выживанию для городского
автостопщика .....................................................40
Прищенко С. В. Социальная мобильность
в Древнем Риме в III веке: социальная
лестница или социальный лифт? .....................45
Тряпицына А. П., доктор педагогических наук, профессор
(Санкт-Петербург)
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования
«Омский государственный педагогический университет»
Свидетельство о регистрации средства массовой
информации ПИ № ФС77-66763 от 8 августа 2016 г.
выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Адрес редакции:
644099, Омская область, Омск, наб. Тухачевского, 14, каб. 329
Тел.: (3812) 23-55-12
http://omsk.edu
E-mail: vestnik.omgpu@yandex.ru
© Омский государственный педагогический
университет, 2020
2
Синельникова Г. А. Преодоление
«биографической иллюзии»:
о методологических основаниях
«новой биографической истории» ...................48
Чалдышкина М. В. Врачебная ошибка:
философский, этико-культурный, правовой
аспекты проблемы ............................................51
Чуркин М. К. «Помнить нельзя забыть»:
Великая Отечественная война 1941–1945 годов
в коллективной памяти российского
общества ............................................................55
ЯзЫКОзНАНИЕ
Антонов В. П., Грищева Е. С. Аббревиатурная
лексика в художественном тексте: на материале
романа В. И. Круговова «Разгон» .....................65
Гуманитарные исследования • 2020 • № 2 (27)
Стр.3
Болдырева О. Н., Хань Шуци. Особенности
перевода китайских фразеологизмов (чэнъюев)
на русский язык .................................................69
Бутакова Л. О. Федеральный проект «Старшее
поколение»: институциональный дискурс
с партийным лицом ...........................................72
Глотова Е. А., Артемьева К. В. Национальнокультурная
обусловленность семантики
зоонима «медведь» ..........................................77
Долгова Т. В. Социолингвистическое
исследование термина upcycling в современной
терминологии индустрии моды .......................80
Матиенко О. П. Метафорическое
моделирование в сфере экономической
терминологии ....................................................84
Миллер В. А. Стилистический статус
эмоционально-оценочной лексики в словарях
и в языковом сознании молодежи ...................88
Никитина Л. Б. Антиэтикет в педагогическом
дискурсе .............................................................93
Оводова С. Н., жигунов А. Ю. «Город»
в огне: анализ урбанистического дискурса
методикой когнитивно-социологической
(социолингвокогнитивной) дифференциации ....97
Пекарская И. В., Лютенко В. Е. Специфика
функционирования феномена художественного
сравнения в контексте контаминации
и конвергенции элокутивов (на материале
произведения «Тропа бабьих слез» сибирского
писателя Владимира Топилина) .....................101
Румеус Н. А. Репрезентация концепта
«автомобиль» (на материале терминов
и жаргонизмов русского и китайского
языков) .............................................................105
Соколова А. А. Выражение отношений
содействия процессуальными фразеологизмами
современного русского языка .......................... 109
ПЕДАГОГИКА
Алексеева Т. Ю. Характеристика уклада
высшего учебного заведения .........................117
Бесценная В. В., Федяева Е. В., Воробьёв Р. Л.
Адаптация профессионально ориентированных
текстов делового стиля в военном вузе:
проблемы и пути решения ..............................120
Грищенко Н. А. Становление навыка говорения
на иностранном языке у студентов неязыковых
вузов (английский язык) ..................................124
Князькина Н. Х. Подготовка к созданию
иллюстрированного подтекста в процессе
работы будущего актера над монологом ......128
Козлов В. В., Сперанская Н. И.
Здоровьеориентированная система
учебных дисциплин высшей школы
(из опыта работы Тюменского
индустриального университета) .....................131
Конкин А. А. Цифровизация образования:
преодоление барьеров и рисков на пути
к цифровому университету будущего ............136
Ланщикова Г. А., Позднякова Т. Ю. Реализация
принципа доступности в содержании
профессиональной подготовки студентовдизайнеров
......................................................141
Литвинова ж. Б. Личностно ориентированное
и личностно центрированное образование:
сходство и отличие ..........................................145
Медведев Л. Г., Шокорова Л. В. О творческих
аспектах освоения декоративно-прикладного
искусства ..........................................................149
Мурзина Н. П. Профессиональная готовность
учителей к дистанционному обучению
в условиях напряженной ситуации
в обществе и образовании .............................152
Чухин С. Г., Чухина Е. В. Научно-педагогическая
школа М. Н. Аплетаева «Воспитание и развитие
личности в нравственной деятельности» ......157
Сведения об авторах ......................................160
Информация для авторов ..............................162
Редакция журнала «Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования» сообщает,
что статья: Авралев Н. В., Ефимова И. Н., Маковейчук А. В. Профессионально-ценностные ориентации абитуриентов как объект педагогических
и управленческих воздействий // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования.
2019. № 3 (24). С. 124–127. DOI: 10.36809/2309-9380-2019-24-124-127 — отозвана (ретрагирована), так как была ранее опубликована
в издании: Педагогический журнал. 2019. Т. 9. № 4А. С. 443–450.
Гуманитарные исследования • 2020 • № 2 (27)
3
Стр.4
COntEntS
ISSN 2309-9380
review of omsk state
pedagogical university.
humanitarian research
scientific Journal
2020. № 2 (27)
Published since 2013
Appears four times a year
Index 53075
Editor-in-chief —
Fedyaev D. M., Doctor of Philosophical Sciences, Professor
Deputies Chief Editor —
Gornova G. V., Doctor of Philosophical Sciences, Associate
Professor,
Fedyaeva N. D., Doctor of Philological Sciences, Associate
Professor
Berend N., Professor (Mannheim, Germany)
Burenkova S. V., Doctor of Philological Sciences, Associate
Professor
Kirichuk E. V., Doctor of Philological Sciences, Associate
Professor
Kovtun N. V., Doctor of Philological Sciences, Professor
(Krasnoyarsk)
Kopteva E. I., Doctor of Philological Sciences, Associate
Professor
Kosyakov G. V., Doctor of Philological Sciences, Professor
Lapchik M. P., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
Martishina N. I., Doctor of Philosophical Sciences, Professor
(Novosibirsk)
Medvedev L. G., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
Nazarova T. S., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
(Moscow)
Pekarskaya I. V., Doctor of Philological Sciences, Professor
(Abakan)
Rodigina N. N., Doctor of Historical Sciences, Professor
(Novosibirsk)
Smith P., Professor (Arlington, USA)
Smolin O. N., Doctor of Philosophical Sciences, Professor
(Moscow)
Tryapitsina A. P., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
(Saint Petersburg)
Churkina N. I., Doctor of Pedagogical Sciences, Associate
Professor
Editorial Staff:
The Founder – Federal State-Funded Educational Institution
of Higher Education «Omsk State Pedagogical University»
The mass media registration certificate ПИ № ФС77-66763
of August 8, 2016 issued by Federal Service for Supervision
of Communications, Information Technology and Mass Media
(Roskomnadzor)
Editorial office address:
OSPU, 14, Tukhachevskogo Embankment, Omsk, Omsk Oblast
644099, Russia
Tel.: (3812) 23-55-12
http://omsk.edu
E-mail: vestnik.omgpu@yandex.ru
© Omsk State Pedagogical University, 2020
4
PHilOSOPHy
Gagarin A. S., novopashin S. A. Existential Aspects
of the Posthuman Concept ....................................9
Karpova l. M. Ethic Aspects of Argumentation ........ 14
Kordas O. M. Fundamentalism and Nihilism
as Forms of Conflict Consciousness .....................18
Maksimenko l. A. Chinese Traditionalism
in Philosophical Optics ........................................21
Markov B. V., Kabylinsky B. V. Discourse
on Mediums (Human Problems in Terms
of Conflict Reality) ...............................................25
Martishina n. i. Axiology of the Road in Russian
Culture and Its Representation in Philosophy
and Literature ......................................................28
navoychik E. yu. Normative Variations of Modern
in Education and Culture of the Postmodern Era ....33
nefedova l. K. Meanings of Childhood in
Ancient Philosophy and Social and Humanitarian
Knowledge ...........................................................36
Popov D. V. Walking with M. de Certeau,
or Survival Guide for Hitchhiker Through the City ...40
Prishchenko S. V. Social Mobility in Ancient Rome
in the Third Century: A Social Ladder
or a Social Elevator? ............................................45
Sinelnikova G. A. Overcoming a �Biographic
Illusion�: About the Methodological Bases
of the �New Biographic History� .........................48
Chaldyshkina M. V. Medical Error: Philosophical,
Ethical and Cultural, Legal Aspects of the Problem ... 51
Churkin M. K. �To Remember Not to Be
Forgotten�: The Great Patriotic War 1941–1945
in the Collective Memory of the Russian Society ....55
linGUiStiCS
Antonov V. P., Grishcheva E. S. Abbreviation
Vocabulary in the Literary Text: by the Example
of V. I. Krugovov`s Novel �Acceleration� ..............65
Boldyreva O. n., Han Shuqi. Features of
Translation of Chinese Phraseological Units
(Chengyu) into Russian ........................................69
Гуманитарные исследования • 2020 • № 2 (27)
Стр.5
Butakova l. O. Federal Project �Older
Generation�: Institutional Discourse with a Party
Face ..................................................................... 72
Glotova E. A., Artemjeva K. V. National and
Cultural Conditionality of the Semantics
of the Zoonym �Bear�..........................................77
Dolgova t. V. Sociolinguistic Research
of �Upcycling� in Modern Fashion Design
Terminology .........................................................80
Matiyenko O. P. Metaphorical Modeling
in the Field of Economic Terminology .................84
Miller V. A. Stylistic Status of Emotionally and
Evaluative Vocabulary in Dictionaries and
in the Linguistic Consciousness of Young People .....88
nikitina l. B. Anti-Etiquette in Pedagogical
Discourse .............................................................93
Ovodova S. n., Zhigunov A. yu. �City� on Fire:
The Analysis of the Urban Discourse by the
Cognitive-Sociological (Socio- and LinguaCognitive)
Differentiation Methodology ..............97
Pekarskaya i. V., lyutenko V. E. Specificity of the
Artistic Simile Phenomenon Functioning
in the Context of Contamination and Convergence
of Eloqutives (Based on the Material of the Novel
�The Path of Women`s Tears� by a Siberian Writer
Vladimir Topilin) ................................................101
Rumeus n. A. Representation of the Concept
�Car� (On the Material of Terms and Jargonisms
in Russian and Chinese) .....................................105
Sokolova A. A. Expression of Assistance
Relationship by Process Phraseological Units
of the Modern Russian Language ......................109
PEDAGOGiCS
Alekseeva t. yu. Characteristics of the Higher
Educational Institution`s Structure ...................... 117
Bestsennaya V. V., Fedyaeva E. V., Vorobyov R. l.
Adaptation of Professionally Oriented Texts of
Formal Language in a Military University: Problems
and Solutions ....................................................... 120
Grishchenko n. A. Development of Foreign
Language Speaking Skills of Students of NonLinguistic
Universities (English Language) ........... 124
Knyazkina n. Kh. Preparation for the Creation
of the Illustrated Subtext in the Actor`s Course
of Work on a Monologue ..................................... 128
Kozlov V. V., Speranskaya n. i. Health Oriented
System of Higher Education Academic Disciplines
(on the Experience of Tyumen Industrial
University) ............................................................ 131
Konkin A. A. Digitalization of Education:
Overcoming Barriers and Risks on the Way
to the Digital University of the Future ................. 136
lanshchikova G. A., Pozdnyakova t. yu.
Implementation of the Availability Principle
in Professional Training of Design Students ........ 141
litvinova Zh. B. Personality Oriented and
Personality Centered Education: Similarity
and Difference ...................................................... 145
Medvedev l. G., Shokorova l. V. On the Creative
Aspects in Mastering Arts and Crafts................... 149
Murzina n. P. Teachers’ Professional Readiness
for Distance Learning in a Tense Situation
in the Society and Education ............................... 152
Chukhin S. G., Chukhina E. V. Scientific and
Pedagogical School of M. N. Apletaev �Education
and Development of the Personality in Moral
Activities� ............................................................. 157
information About the Authors ........................160
information for the Authors .............................162
The editorial staff of the scientific journal “Review of Omsk State Pedagogical University. Humanitarian Research” informs that
the article: Avralev N. V., Efimova I. N., Makoveychuk A. V. Professional and Axiological Orientations of Applicants as an Object of Pedagogical
and Managerial Influences // Review of Omsk State Pedagogical University. Humanitarian Research. 2019. № 3 (24). Р. 124–127.
DOI: 10.36809/2309-9380-2019-24-124-127 – was retracted as it has been previously published in: “Pedagogical Journal”. 2019. Vol. 9, № 4A.
P. 443–450.
Гуманитарные исследования • 2020 • № 2 (27)
5
Стр.6