Б
.
.
© АО «Издательство «Просвещение» для коллекции ООО «ЦКБ «БИБКОМ»
Стр.2
УДК 373.167.1:747.012+747.012(075.3)
ББК 85.12я721
Г95
общественной (заключение РКС № 455-ОЭ от 19.12.2016 г.) экспертиз.
В учебнике представлены работы студентов
На учебное издание получены положительные заключения
по результатам научной (заключение РАО № 958 от 18.11.2016 г.),
педагогической (заключение РАО № 723 от 21.11.2016 г.),
Московского государственного университета печати имени Ивана Фёдорова,
выполненные на кафедре «Художественно-техническое оформление печатной
продукции»: творческая мастерская «Экспериментальная типографика»,
руководитель С. Р. Николаев (дипломный проект, с. 6, 147);
творческая мастерская «Проектирование шрифта», руководитель
А. В. Тарбеев (шрифтовые композиции, с. 7, 67, 103, 107, 110)
Издание выходит в pdf-формате.
При подготовке издания использованы иллюстративные материалы
Фотобанка «Лори»
Автор выражает большую благодарность А. С. Питерских
за поддержку в работе
Б
Гуров, Григорий Евгеньевич.
Г95
Дизайн : 10—11-е классы : учебник : издание в pdf-формате / Г. Е. Гуров. —
5-е изд., стер. — Москва : Просвещение, 2025. — 207, [1] с. : ил.
ISBN 978-5-09-124910-1 (электр. изд.). — Текст : электронный.
ISBN 978-5-09-123165-6 (печ. изд.).
Учебник создан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
среднего (полного) общего образования. Учебник поможет реализовать идею включения
в учебный процесс в 10–11 классах общеобразовательных организаций дополнительных
учебных курсов по выбору обучающихся.
Учебник знакомит с основами образно-выразительного языка искусства дизайна, разными
видами дизайна, особенностями профессии дизайнера.
Изучение композиции (на плоскости и в объёме), особенностей использования цвета,
линии, пятна, объёма, фактуры, стилизации, а также разных видов дизайна (графического
дизайна, дизайна интерьера, городской среды, ландшафта, зрелища) будет способствовать
развитию у учащихся художественного мышления, вкуса, выработке собственного отношения
к самым разным явлениям культуры.
По каждой теме предлагаются практические творческие задания (плоскостное и объёмное
макетирование, создание коллажей, инсталляций и т. д.), а также дизайн-проекты, которые
помогут глубоко постичь учебный материал, развить умения работать с самыми разными
художественными материалами и в разных техниках (в том числе на компьютере).
УДК 373.167.1:747.012+747.012(075.3)
ББК 85.12я721
ISBN 978-5-09-124910-1 (электр. изд.)
ISBN 978-5-09-123165-6 (печ. изд.)
© АО «Издательство «Просвещение», 2019
© Художественное оформление.
АО «Издательство «Просвещение», 2019
Все права защищены
.
.
© АО «Издательство «Просвещение» для коллекции ООО «ЦКБ «БИБКОМ»
Стр.3
У
Дорогие учащиеся!
вас в руках учебник по дизайну, который адресован прежде
всего тем, кто хочет углубить свои знанию об этом виде конструктивных
искусств.
Основная цель учебника — показать дизайн как целостную сферу
человеческой деятельности и как вид искусства, раскрыть некоторые
особенности профессии дизайнера. Для настоящего художника
дизайн — это состояние души. Души, которая хочет улучшить мир,
создаваемый человеком!
Искусство дизайна специфично по своей природе, потому что
объединяет образно-художественное и утилитарно-функциональное
начало и создаёт вторую, «рукотворную» природу, состоящую из
разнообразных вещей и предметов, интерьеров и машин.
Каждый человек вынужден решать в жизни некие дизайнерские
задачи. Поэтому так важно обладать элементарной грамотой конструктивных
искусств, необходимой даже при выборе одежды или
создании интерьера своего дома.
На протяжении предыдущих школьных лет у вас уже были встречи
с дизайном: вы сочиняли, рисовали, украшали узорами бытовые
вещи, придумывали различные конструкции. Вы оформляли разного
рода проекты, школьные праздники и выставки. Таким образом,
небольшой дизайнерский опыт вы уже получили. Возможно вы уже
хорошо освоили компьютерные программы. И самое главное — надеемся,
у вас возникло желание дальше постигать искусство дизайна...
При настоящей увлечённости работа — в материале или на экране
компьютера — приобретает творческий характер. Тогда даже
небольшие упражнения становятся настоящими искорками искусства,
в которые каждый может вложить свой дар художника.
Как устроен учебник?
Первая часть учебника поможет освоить композиционный язык
искусства дизайна через выполнение многочисленных творческих заданий
— как обязательных, так и дополнительных («желательных») для
исполнения. Опирайтесь на опыт ваших учителей, на успехи ваших
товарищей и на те примеры работ, которые найдёте в учебнике.
Вторая часть учебника познакомит с прикладной проектной деятельностью
в сфере графического дизайна, а также в разных направлениях
средового дизайна. Проектные задания, очень разные по
темам и по характеру, потребуют от вас, помимо творческой работы
в материале, и некоторой исследовательской работы.
Надеемся, что учебник поможет почувствовать себя будущим дизайнером,
а урок сделать интересным, а может быть, и любимым.
В общем, действуйте!
Б
.
.
© АО «Издательство «Просвещение» для коллекции ООО «ЦКБ «БИБКОМ»
3
Стр.4
Содержание
Я б в дизайнеры пошёл… О профессии дизайнера .................................6
Из истории искусства дизайна ................................................................10
Часть 1. ОСНОВЫ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ В ДИЗАЙНЕ ....24
Глава 1. Конструкция для замысла. Композиция на плоскости .......26
Выразительность простого. Контраст и баланс масс ..............................27
Типы композиций. Динамика и статика, ритм композиционных
элементов .....................................................................................................32
Треугольник. Круг. Пятна произвольной формы .....................................40
Линия — элемент композиции ..................................................................46
Глава 2. Цвет и шрифт в композиции .................................................52
Цветовой акцент в композиции. Образ и цвет в дизайне ......................52
Шрифт и знак. Связь изображения и текста в композиции ..................60
Стилизация изображений. Пиктограммы ....................................................68
Б
Глава 3. Пространственное формообразование в дизайне.
Композиция в объёме ...............................................................................72
От плоскостного изображения к объёму и пространству.
«Драматургия» геометрии ...........................................................................72
Поверхность и фактура. Усложнение плоскости.
Прикладные свойства бумаги в композиции рельефа .............................78
Композиционная организация пространства. Ландшафт.
Натурализм и метафора в макете .............................................................82
Глава 4. Взаимное сочетание объёмов в композиции ........................88
Поиск гармонии между функцией и красотой в дизайне ......................88
Учимся у природы. Бионика.
Опыт формообразования и строительства в живой природе ...................96
Дизайн-проект «Рекламная или выставочная пространственная
конструкция» ............................................................................................101
.
.
© АО «Издательство «Просвещение» для коллекции ООО «ЦКБ «БИБКОМ»
4
Стр.5
Часть 2. ГРАФИЧЕСКИЙ И СРЕДОВОЙ ДИЗАЙН.
ДИЗАЙНЕРСКИЕ РАЗРАБОТКИ ..................................................102
Глава 1. Графический дизайн: реклама, дизайн книги ..................104
Реклама. Плакат. Композиционное построение плаката ........................108
Дизайн книги. Элементы книги как объекта дизайна.
Принципиальный макет книги ...................................................................116
Графический дизайн на трёхмерных объектах. Упаковка товаров .......126
Реклама в городе. Дизайн в наружной рекламе.
Реклама на различных носителях ............................................................130
Сочетание текста и реального предмета в рекламе. Инсталляция.
Витрина .......................................................................................................136
Дизайн-проект «Макет витрины» ............................................................140
Глава 2. Фирменный стиль ...................................................................144
Логотип. Шрифт, знак и цвет в создании фирменного стиля.
Стилистическое единство элементов .......................................................144
Фирменный стиль в системе рекламы и маркетинга.
Корпоративная одежда ............................................................................148
Дизайн-проект «Разработка фирменного стиля» .................................153
Б
Глава 3. Дизайн интерьера и городской среды ...............................154
Пространственно-колористическое решение интерьера жилой
комнаты. Зонирование помещения. Дизайн деталей интерьера ...........154
Внутренняя среда здания. Цвет и фактура в интерьере.
Макет интерьера общественного помещения ..........................................164
Архитектурный дизайн и его значение
в эстетизации городской среды ..............................................................168
Садово-парковое проектирование. Ландшафтный дизайн .....................172
Дизайнерское решение экспозиционного пространства.
Выставочные конструкции и экспонаты ..................................................178
Дизайн-проект «Макет экспозиции выставки (музея)» .....................183
Глава 4. Дизайн зрелища ......................................................................184
Сценографический дизайн. Средовое оснащение пространства
сцены ..........................................................................................................185
Театральный костюм. Виды костюма. История и мода ........................194
Дизайн-проект «Праздник в городе» .....................................................203
Словарь терминов ...................................................................................206
.
.
© АО «Издательство «Просвещение» для коллекции ООО «ЦКБ «БИБКОМ»
5
Стр.6