сэкономполитика | Работа по найму
ртановится привлекательнее
аботы через онлайн-платформы —2
мировая политика | Часть республиканского электората
пр не готова голосовать за Дональда Трампа после
изнания его виновным в уголовном преступлении —6
ноделовые
вости
требует новых денег
Резкий рост цен
обойдется промышленности
в 74 млрд руб. в год
07 Старая мощность
Газета издательского дома «Коммерсантъ» Издается с 1909 года.
С 1917 по 1990 год не выходила по независящим от редакции
обстоятельствам. С 1990 года выходит в еженедельном режиме.
С 1992 года — в ежедневном.
Понедельник 3 июня 2024 №95/П (7785 с момента возобновления издания)
спорт | «Зенит» добился победы над «Балтикой»
в компенсированное время финала Кубка России —12
kommersant.ru | КоммерсантъFM 93,6
новости | РПЦ и Роспатент готовят запрет
товарных знаков с религиозной символикой —5
Контейнеры ушли за три моря
Ставки на перевозки из Китая резко растут
Пустые контейнеры в Китае,
крупнейшем экспортере потребительских
товаров, подошли
к концу. К этому привел
конфликт в Красном море,
а также рост импорта в Европу
и Россию, не сопровождающийся
увеличением контейнерного
экспорта. В результате стоимость
аренды контейнеров
резко подскочила, найти свободную
тару на июнь почти невозможно,
а ее производители
забиты заказами. С начала года
спотовые ставки на перевозки
удвоились, только в мае они подорожали
на 50%, и участники
рынка ожидают дальнейшего
роста цен.
Участники рынка перевозок наблюдают
резкий рост цен на импортные
перевозки контейнеров
из Китая всеми видами транспорта
из‑за острого дефицита порожних
контейнеров в стране, рассказали
„Ъ“ собеседники в отрасли.
Главной причиной они называют
конфликт в Красном море, вынудивший
суда идти в обход мыса Доброй
Надежды. Как поясняет глава
«Транс Синергии» (входит в ЕСП)
Станислав Станкевич, увеличение
продолжительности рейса потребовало
вовлечения большего числа
контейнеров, что, в свою очередь,
повлекло уменьшение их стоков
в Китае. По данным ГК «Дело», с начала
года спотовые ставки фрахта
выросли вдвое, а только за май —
примерно на 50%.
Президент таможенно‑логистического
брокера KBT Юлия Шленская
говорит, что на неделе 20–26
мая большинство морских линий
ввели GRI (общее увеличение ставок),
повысивший ставку на морские
контейнерные перевозки на
15–30%. Следом выросли железнодорожные
тарифы на отправку
с Дальнего Востока в Центральную
Россию: «Такую же тенденцию резкого
роста ставок мы наблюдаем
с середины мая на прямые железнодорожные
перевозки из Китая».
По словам госпожи Шленской, эти
ставки также растут из‑за общей
нехватки оборудования и в связи
с сокращением планов китайских
станций на отправку прямых поездов
в Россию.
По словам операционного директора
азиатского направления
«ПЭК: Global» Сергея Сафонинкова,
с начала мая тарифы на железнодорожную
доставку из Китая в РФ выросли
на 10%, до $5,9–6,3 тыс. за
40‑футовый контейнер. Станислав
Станкевич говорит, что на стоипосредников
Статус
иностранных
агрегаторов платежей
могут закрепить в законе
07 Банки встали на защиту
«Яндекс» разрабатывает единую
нейросеть для речи и текста
07 И говорит как пишет
10 Польская техника
сдалась России
Hansa передала бизнес
в стране дистрибутору
Сеть «Верный» привлекают
к спору пивовара
с налоговиками
10 Пена раздора
в Игры дружбы
Стоимость размещения
в гостиницах растет
10 Отельеры вступают
Холодный кофе
успел к лету
Потребление напитка
начало резко расти
Розничные продажи в России готового
холодного кофе в банках
в первом квартале восстановились
после падения в прошлом
году, вызванного исчезновением
с полок западных брендов.
За январь—март продажи этой
продукции, по данным NielsenIQ,
выросли на 159,3%. На это повлиял
запуск российских брендов,
включая собственные марки
сетей, а также стабилизация
поставок через транзитные страны
продукции Starbucks, три года
назад лидировавшей по продажам
в российском ритейле.
Продажи готового холодного кофе
Проблемы
с контейнерными
маршрутами из Китая
привели к резкому
подорожанию перевозок,
Средняя стоимость морской
в том числе в России
ФОТО LUCY NICHOLSON / REUTERS
мость железнодорожного импорта
из Китая в Россию повлияло увеличение
в мае ставки на железнодорожный
тариф со стороны Казахстана
на $430–500.
По словам директора по международным
транспортным операциям
FM Logistic в России Ярослава
Белоусова, тренд на увеличение
тарифов сохраняется как при осуществлении
морских, так и железнодорожных
перевозок.
«Большой объем неотгруженного
товара перешел с мая на июнь.
Это связано как с дефицитом контейнеров,
так и с постепенной адаптацией
игроков рынка к новым требованиям
китайских банков по
оплатам, что привело к повышению
спроса на транспортные услуги»,—
говорит господин Белоусов.
Углю ищут опору
Минэнерго подготовило
меры поддержки отрасли
В условиях ухудшающихся показателей
угольной отрасли Минэнерго ищет варианты
поддержки участников рынка. В годовом
докладе министерство предложило
продолжить переговоры с Китаем
об отмене импортных пошлин на уголь
из РФ, облегчить условия логистики
и отказаться от австралийского индекса
при расчете НДПИ. Свободный доступ
в КНР может увеличить оборот отрасли
на 150 млрд руб. в год, считают участники
рынка.
Минэнерго предлагает продолжить переговоры
с Китаем по обнулению импортных
пошлин на российский уголь. Инициатива
содержится в докладе о реализации в 2023
году программы развития угольной промышленности
(копия есть у „Ъ“). Документ
направлен 30 мая в Минэкономики. В министерствах
отказались от дополнительных
комментариев. В угольных компаниях „Ъ“
не ответили.
Китай в 2014 году ввел импортные пошлины
на антрацит, коксующийся и энергетический
уголь в размере 3–6%. Пошлины
не распространяются на Индонезию и Австралию
из‑за соглашений о свободной торговле.
Нулевой тариф на импорт угля действовал
с 1 мая 2022 года и в последний раз
продлевался в марте 2023 года до 31 декабря.
Вопрос об отмене пошлин на уголь давно
обсуждается между Москвой и Пекином. Как
писал «Интерфакс», еще в 2015 году в Минэкономики
сообщали о консультациях с КНР
по вопросу снижения пошлин, отмечая, что
правила ВТО в данном случае не нарушены,
поэтому речь может идти только о доброй
воле китайской стороны.
Минэнерго предлагает добиваться отмены
китайских пошлин на фоне ухудшающихся
показателей угольной отрасли. Как
сказано в докладе министерства, по итогам
2023 года прибыль до налогообложения
предприятий снизилась в 2,1 раза,
до 356,7 млрд руб. Налоговые поступления
сократились на 34%, до 220 млрд руб. Причиной
снижения показателей Минэнерго называет
падение цен на уголь.
Источник „Ъ“ среди угольных компаний
отмечает, что отмена пошлины на ввоз российского
угля в Китай могла бы увеличить
оборот предприятий отрасли примерно
на 150 млрд руб. в год. Как поясняет собеседник
„Ъ“, Китай — основной рынок для экспорта
российского угля. «Абсурд ситуации
в том, что Китай ввел эту пошлину только
против своего партнера и стратегического
союзника. А недружественная Австралия поставляет
в Китай уголь без какой‑либо пошлины»,—
говорит он.
Облегчение доступа на рынок КНР —
не единственное предложение Минэнерго.
деловые новости — с9
доставки из КНР в Россию с начала
мая выросла на 30% и более, до
$1,9–2,1 тыс. за 20‑футовый контейнер
и до $2,5–3 тыс.— за 40‑футовый,
указывает Сергей Сафонинков.
По его словам, сложности
в финансовой логистике с КНР, наблюдавшиеся
с конца февраля до
первой половины апреля, привели
к недозагрузке судов, а затем —
к отложенному спросу и нехватке
мест. Среднее время ожидания
увеличилось на семь дней, до
двух‑трех недель, добавляет господин
Сафонинков.
Учредитель VIG Trans Игорь Ребельский
говорит, что многие линии
уже говорят об отсутствии
мест на судах на несколько недель
вперед. Ажиотажный спрос
и рост ставок на перевозки в Средиземное
море привели к тому,
что часть операторов, работавших
в России на Балтику, также
за брали часть судов на более выгодные
маршруты, добавляют
в ГК «Дело».
Ящиков больше нет
Исполнительный вице‑президент
по морской логистике Noytech
Supply Chain Solutions Анастасия
Кизулева говорит, что дефицит
контейнеров наблюдается с апреля
и развивается по экспоненте:
«Если в апреле оборудование было
доступно, но время ожидания выросло,
то в мае морские линии уже
заявляли, что контейнеров в основных
портах хватит на одно или
два судна». По словам соучредителя
СЛК Дмитрия Аржаных, резкий
дефицит оборудования наблюдается
в Нинбо, Сингане, Шанхае,
Даляне.
В Китае дефицит стал постоянным,
хотя там ежегодно производится
до 3 млн единиц различных
контейнеров, «страна отправляет
больше товаров, чем получает со
всего мира», поясняет Игорь Чернышев.
По его словам, Китай имеет
нулевой баланс в контейнерной
торговле только с Францией, Германией,
Японией, Южной Кореей,
Тайванем и Вьетнамом.
Дмитрий Аржаных отмечает,
что у крупных производителей
контейнеров забронировано все до
конца августа, но с тех пор количество
заказов увеличилось, и заводы
будут загружены до ноября. Крупные
морские линии заняли почти
все мощности, говорит основатель
«ТЭК Оператора» Михаил Звягинцев:
«Наша компания недавно заказала
партию контейнеров в Китае,
так изготовлены они будут только
в августе—сентябре».
Средняя ставка предоставления
контейнера, уточняет Станислав
Станкевич, с конца апреля —
начала мая выросла на $500–700,
до $1,7–2,1 тыс., в зависимости от
региона Китая. В июне господин
Станкевич ожидает подорожания
еще на $500. Юлия Шленская говорит,
что в условиях острого дефицита
парка ряд морских линий
предлагают платную услугу «приоритетной»
или «гарантированной»
выдачи контейнера за $400–600.
деловые новости — с9
Наука сокращать
Счетная палата ждет от госуправления
меньше цифр и большей ясности
Счетная палата выявила системные
проблемы при реализации программно-целевого
управления федеральными
и иными ресурсами в РФ. Как отмечается
в отчете СП, несмотря на все преобразования
с 2013 года, госпрограммы пока
не стали «полноценным инструментом
организации проектной деятельности
федеральных органов исполнительной
власти, а также инструментом повышения
эффективности бюджетных расходов».
Остаются проблемы с целеполаганием
и формальным характером оценки.
Впрочем, как рассказали „Ъ“ в аппарате
вице-премьера Дмитрия Григоренко,
значительную часть этих проблем проектный
офис правительства уже выявил
при реализации госпроектов с помощью
цифрового мониторинга и принял
меры — а его дальнейшие планы в целом
совпадают с рекомендациями СП.
Преобразования в сфере программно‑целевого
управления после 2013 года привели
к принципиально важным результатам, главный
из которых — установление взаимосвязи
между ресурсами и результатами и показателями
программ и проектов. Однако, как
отмечают в Счетной палате по итогам аудита
сферы госуправления за 2013–2023 годы, госпрограммы
пока не стали «полноценным инструментом
организации проектной деятельности
федеральных органов исполнительной
власти, а также инструментом повышения эффективности
бюджетных расходов».
По мнению СП, основные проблемы, которые
пока так и не решены до конца,— это целеполагание
и формальный характер оценки
эффективности госпрограмм. В ряде случаев
система целей, показателей и ожидаемых результатов
не отражает актуальных стратегических
приоритетов социально‑экономического
развития и не позволяет реально оценить
эффективность работы органов исполнительной
власти и бюджетных трат, а мониторинг
носит «формальный характер», полученные
результаты не используются в дальнейшей
работе. Так, при росте общего количества
показателей и результатов программ и проектов
встречается их дублирование, а также
дробление аналогичных по своим характеристикам
результатов, в ряде случаев документы
содержат промежуточные, технические
результаты. Все это говорит о формальном
отсутствии в госпрограммах и входящих
в их состав элементов выстроенной последовательности,
модели функционирования результатов,
описывающей, «как, когда и чьими
управленческими действиями одни результаты,
полученные за счет затрачиваемых ресурсов,
приводят к достижению других, более
высокоуровневых, результатов и соответствующих
показателей».
экономическая политика — с2
в российских розничных сетях в офлайне
в первом квартале 2024 года
выросли год к году на 159,3% после
падения на 64,4% годом ранее, следует
из данных NielsenIQ, предоставленных
„Ъ“. В натуральном выражении
увеличение составило 83,7%
после падения на 40% год назад.
В «СберМаркете» в первом квартале
пользователи заказывали холодный
готовый кофе почти в 2,5 раза
чаще, чем годом ранее, сообщил „Ъ“
представитель компании. В «Азбуке
вкуса» говорят, что продажи после
снижения в 2023 году не только
вернулись к прошлым показателям,
но и выросли.
Снижение продаж холодного
кофе в банках в 2023 году произошло
на фоне полного исчезновения в ассортиментах
сетей продукции Starbucks,
занимавшей основную долю
в сегменте, объясняют в «Азбуке вкуса».
Американская сеть кофеен прекратила
отгрузки в Россию в марте
2022 года из‑за военного конфликта
между РФ и Украиной, а в мае того
же года объявила об уходе с российского
рынка.
Теперь лидерами продаж в сегменте
холодного кофе в банках стали
другие зарубежные производители.
Так, по итогам первого квартала 2023
года, по данным NielsenIQ, по объемам
продаж на первое место вышла
южнокорейская Lotte Group
(бренд Let’s be), на втором — новичок
на российском рынке турецкая
Dimes (марка Obsesso), а Starbucks
опустился сразу на десятое место.
Этот список покинули швейцарская
Innoprax (бренд Lattesso), австрийская
Ennstal Milch (Landessa). Аналитики
не приводят конкретных цифр
по этим производителям.
Восстановлению с начала 2024
года продаж холодного кофе в банках
способствовало появление аналогов,
в том числе под собственными
торговыми марками (СТМ)
ритейлеров, подчеркивают в «Азбуке
вкуса». Замещение ушедших
крупных игроков несколькими локальными
брендами расширило ассортимент,
что увеличило продажи,
подтверждает собеседник „Ъ“ из числа
производителей холодного кофе.
деловые новости — с9
Подписной
индекс
П500601125
БОЛЬШЕ НОВОСТЕЙ
О ПОЛИТИКЕ, ЭКОНОМИКЕ,
БИЗНЕСЕ И МЕЖДУНАРОДНЫХ
ОТНОШЕНИЯХ
В TELEGRAM-КАНАЛЕ
«КОММЕРСАНТА»
Стр.1