Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 609962)
Контекстум

Поучительные сказки Совёнка (100,00 руб.)

0   0
Первый авторГорев П. М.
АвторыУтёмов В. В., Суслопарова Я. В.
ИздательствоИзд-во МЦИТО
Страниц96
ID866693
АннотацияКаждая из карточек комплекта в формате сказки знакомит читателей с одним из приёмов решения творческих задач – ситуаций открытого типа. У таких заданий нет единственно правильного решения, поскольку каждая приемлемая идея ребёнка, отличаясь оригинальностью, в той или иной мере даёт ответ на поставленный вопрос.
Кому рекомендованоИздание будет полезно детям дошкольного и младшего школьного возраста и их наставникам, стремящимся существенно усилить творческую составляющую своих воспитанников.
ISBN978-5-91402-276-8
УДК371.398
ББК74.202.9+74.202.20
Горев, П.М. Поучительные сказки Совёнка : комплект из 45 карточек / В.В. Утёмов, Я.В. Суслопарова; П.М. Горев .— Киров : Изд-во МЦИТО, 2021 .— 96 с. : ил. — ISBN 978-5-91402-276-8 .— URL: https://rucont.ru/efd/866693 (дата обращения: 10.04.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Поучительные_сказки_Совёнка_(1).pdf
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.96
Поучительные_сказки_Совёнка_(1).pdf
В.В. Утёмов, П.М. Горев, Я.В. Суслопарова ПОУЧИТЕЛЬНЫЕ СКАЗКИ Совёнка Некоторые комментарии для взрослых по сказкам Совёнка 1. Предметы могут обладать названиями, говорящими об их функциях. Можно сгенерировать много таких названий и выбрать из них лучшее. Например, книга используется для чтения, поэтому её можно назвать «читалка». 2. Решение считается верным, если без какого-либо описания ясно, что рисунок соответствует заданию. 3. Характерным для действия «ускорение–замедление» является появление нового качества объекта. Например, если ускорить время, стихотворение учится так быстро, что мгновенно можно выучить весь сборник стихов, и наоборот, если замедлить время, то стихотворение учится так медленно, что начинать учить его надо за год до урока. 4. Главная задача при решении – не пропустить действие: почистил картошку – помыл – положил на сковород1 ку – посолил – помешивал – положил на тарелку. 5. Применение приёма «Идеальный результат» подталкивает к выявлению лучших качеств объекта. Например, кепка может быть модной, яркой, тёплой, защитной, а часы точными, красивыми, модными, водонепроницаемыми. 6. Это открытая задача на использование подручных ресурсов и разрешение противоречия. Решение считается правильным, если описано хотя бы три способа, упрощающих уборку пола дома. 7. Текст задачи должен содержать чёткое описание и рисунок черепах, ползущих в разные стороны. К примеру: «Четыре черепахи высадили с вертолёта над пшеничным полем в его центр. Все они пошли в разные стороны. Встретятся ли они?».
Стр.2
8. Здесь нужно описать помехи через рассмотрение отрицательных сторон процесса. Например, катание на велосипеде может быть опасным тем, что можно упасть и пораниться, наехать на кого-нибудь и причинить ему вред, уехать не туда и заблудиться, а мытьё посуды тем, что можно разбить тарелку или попасть пеной в глаза. 9. Необходимо выделить основную функцию объекта и её идеальное описание. Так, идеальная погода сама подстраивается под твои планы, а идеальный напиток сам охлаждается в жаркую погоду. 10. Рисунок должен трактоваться однозначно, быть понятен любому без слов, а свойства объектов быть противоположными. Распространённая ошибка – не подробные рисунки. 11. Ситуация требует рассмотрения различных эффектов с помощью анализа объекта. Например, Дедка испытывает радость, что вырастил большую репку, из хорошего у него – оптимизм, что сможет вытащить такую репку один, а окружающие относятся к нему с уважением (пришли на помощь, поддерживают). 12. Часто решение находится под рукой, надо только очень внимательно изучить ресурсы, которыми мы располагаем. Например, в предметном окружении сказочного героя: Баба-яга и её метла, Емеля и печь. 13. Умение находить противоположные свойства – подготовка к формулировке противоречий! Если пострадав-шая фраза «В счастье врага узнаешь», то исходной могла быть «Без беды друга не узнаешь», а для пострадавшей фразы «Хорошо тому, кто делает зло всем» – «Плохо тому, кто не делает добра никому». 14. Представьте свой дом через найденные ресурсы и изобразите их на рисунке. Например, умный дом воспринимает голос, открывает двери и включает свет, а таймер выключает или включает музыку. 2 15. Применить алгоритм в целом можно, решая ситуацию по шагам. Если необходимо перейти большую лужу во всю ширину дороги, то можно через лужу проложить мостик, по которому легко пройти. Здесь противоречие – лужа через всю дорогу: обойти её невозможно, но и пройти надо. Ресурсы: камни, ветки, песок. Возможные решения: кидать камни в лужу, переходить по ним, сделать тропинку через лужу с помощью песка. 16. Здесь нужно найти идеальные качества, которые характеризуют сказочных героев. Ситуация считается выполненной, если предложено не менее пяти героев с идеальными качествами. 17. Как важен всесторонний анализ рассматриваемых действий! Что хорошего, если не могу сделать домашнее задание? Буду внимательнее на следующем уроке при объяснении материала, ещё раз самостоятельно изучу материал или посоветуюсь с другом (лишний повод пообщаться). Свои действия могут быть того же типа (уделю больше времени и сил этому уроку) или иной природы (можно пойти подышать свежим воздухом), что является более ценным для высокого уровня сформированности диалектического мышления. 18. Ответ «Срезать колючки» противоречит условию, и надеть перчатки тоже нельзя – в перчатках застревают колючки и ломаются. Разрушение горшка, использование воды и переворачивание кактуса в горшке – подходящие решения. А ещё: использование прокладки из поролона или лассо из верёвки или проволоки. 19. Вариант с постоянным нахождением корма в аквариуме не подходит, так как рыбки его сразу съедят. А вот, к примеру, поставить перегородку с маленькими дырками, чтобы рыбки не проплывали, а еда потихоньку просачивалась, или соорудить механизм, выдающий корм по времени, – идеальные решения.
Стр.3
20. Представьте, что колобок может быть сделан из совершенно любого материала. Например, из масла (при жаркой температуре колобок бы растаял) или тряпки (тряпочного колобка никто не хотел бы съесть). 21. Ситуация направлена на развитие аналитических способностей. Например, разноцветная как цветок, летающая как самолёт, но вокруг меня лишь ветер. Кто я? Ответ: бабочка. 22. Здесь используются разные по форме способы описания и выявления противоречий. Например, для объекта «коньки» парами «нужное–ненужное» могли стать: «Можно кататься» – «Можно подвернуть ногу», «Удобны в использовании на катке» – «Неудобны в других местах, кроме катка», «Удобно завязываются шнурки» – «Если шнурки развяжутся, то в них можно запутаться и упасть», «Зимой можно развлечься» – «Летом не покатаешься», «Острые лезвия» – «Можно пораниться». Своими могли быть выбраны предметы из различных областей. 23. Главная задача при решении – не пропустить хорошее в плохом, и, чтобы плохое не превратилось в хорошее, понять, почему и когда хорошее превращается в плохое; проявить умение находить причинноследственные связи. Например, если не пошёл гулять с друзьями: плохо – сидеть дома, хорошо – можно поиграть в конструктор, плохо – можно потерять детали. 24. Вариант мог быть, например, таким: предложить купить лошадь за 1 рубль, но при условии покупки чеголибо ещё за очень большую сумму (например, мешка зерна за 500 тысяч рублей), или продать её своим родственникам. 25. Это задание на системное мышление: человек видит систему, её надсистему, подсистему – три разных этажа. Книга – система, тогда надсистема – библиотека, подсистема – страницы, обложка. 3 26. В ситуации нужно соединить вертикальную системную и горизонтальную временную оси. Если велосипед – система, то её прошлое – самокат, а будущее – электровелосипед, подсистема – колёса, рама, педали, цепь; надсистема – средства передвижения. 27. Идеальным конечным результатом могло стать использование ресурсов: песка – ссыпаясь в дырочку, протолкнёт нитку, воды – проходя в дырочку, протянет нитку, букашки – проползая в дырочку, протянет за собой нить, воздуха – если подуть в дырку, нитка проденется, магнита – может протащить стружку вместе с ниткой. 28. «Молчаливые» кузнечики тоже могли прилетать на стрекот незаражённых кузнечиков или усиленно привлекать запахом (производить феромоны). 29. Ситуация считается выполненной, если виден без пояснений системный эффект: зачем люди объединяются в деревни, сёла и города, какой системный эффект появляется? 30. Ситуация решается по схеме «действие–антидействие». Например, клей склеивает, чтобы соединить листы, и не склеивает, чтобы случайно не склеить пальцы. 31. Для сюжета стихотворения «Наша Таня громко плачет…», к примеру, верным будет следующий ответ: «Я вижу: слёзы, мяч, летний день. Я слышу: плач Тани, бульканье воды, шелест травы. Я чувствую: горе, вода прохладная, лёгкий ветерок». А для стихотворения «Зайку бросила хозяйка…», например, можно сделать так: «Я вижу: девочку, зайку, дождь. Я слышу: голос девочки, плач зайки, стук капель. Я чувствую: радость девочки, грусть, прохладу». 32. Надо начать перебирать варианты способов восприятия информации живыми объектами, например: зрение – пауки могут визуально менять оттенок своего окраса, передавая таким образом что-либо; обоняние – пауки выделяют запах, который
Стр.4
расшифровывают другие паучки; осязание – паучки могут определёнными движениями трясти паутину; слух – паучки издают неуловимые для человека звуки; вкус – паучки выделяют жидкость, пробуя которую они понимают передаваемую им информацию. 33. Чтобы загадать машину, можно использовать описание свойств, присущих деталям машины, или описание вещества, из которого состоят детали: плотное, твёрдое, круглое, квадратное, длинное, тяжёлое и т. д. 34. Возможные ответы: секундная стрелка крутится быстро, а часовая – медленно; когда скучно, урок идёт медленно, когда интересно – быстро; человек в летящем самолёте относительно земли быстрый, а самолёта – нет. 35. Противоположности: листок гладкий, а кора шероховатая (шершавая, гористая, неоднородная). В ситуации оценивается умение выявить противоположные свойства, сочетающиеся в одном объекте, выделив любые части объекта. Задание позволяет подготовиться к составлению противоречий. 36. Сзади у первого паровоза были укреплены стальные ноги, которые должны были двигать паровоз, отталкиваясь от земли. Правильным ответом могут быть варианты, описывающие любой способ передвижения, который мог появиться до паровоза, если проведена аналогия между ним и паровозом. Так, например, если предположить, что паровоз сделали похожим на корабль, то можно предложить парус для паровоза. 37. Например, шариковую ручку используют для письма. Что ещё можно предложить? Радио. Получается шариковая ручка со встроенным радиоприёмником. 38. Правильным решением ситуации будет любой рисунок, в котором прослеживается идеальность, то есть в котором добыча сама идёт в лапы к хищнику. 4 39. В ситуации необходимо корректно совместить противоположные свойства объекта в разные моменты времени: «Белое – целое, жёлтое – разбитое». 40. Приём «Фантастическое сложение» можно было применить так: картина на столе – на стол поставили только что купленную картину; стол на картине – на картину случайно поставили стол; картина в столе – в ящик стола положили картину; стол в картине – на картине нарисован стол. 41. Маленький комарик, который казался бы очень большим, мог получиться, например, при отражении в чём-либо, на тени при освещении и т. д. 42. Если баскетбольный мяч уменьшим в 10 раз, то получим мячик для игры в настольный теннис, уменьшим в очень много раз – мячик для маленьких насекомых, увеличим в 10 раз – зорб, в котором дети летом играют в море, увеличим в очень много раз – новую планету. 43. Как добыть воду из трещины в камне. Например, тростниковый стебель позволяет дать попить воду котёнку, как из трубочки. Можно предложить достать воду с помощью полиэтиленового пакета, опустив его в трещину: в него зальётся вода, после чего вытащить его обратно. Решением может быть и использование деревянной палочки, которая может как губка впитать в себя воду. 44. Последовательность слов получается в результате выбора противоположного по свойству объекта или просто противоположного объекта, например: чёрная собака → белая кошка → большая ворона → маленькая мышка → серый кот. 45. Может быть много различных решений: из сломанной лыжи сделать палки для отталкивания и поддержания равновесия; обломки сломанной лыжи сложить крестом и связать их, сделав снегоступ; половинку обломанной лыжи привязать к ноге и двигаться по накатанной лыжне.
Стр.5
УДК 371.398 ББК 74.202.9 + 74.202.20 У 84 Утёмов В. В., Горев П. М., Суслопарова Я. В. У 84 Поучительные сказки Совёнка [Текст] : комплект из 45 карточек / В. В. Утёмов, П. М. Горев, Я. В. Суслопарова ; АНО ДПО «Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании». – Киров: О-Краткое, 2021. – 1 коробка (45 отд. л. : цв. ил. ; 4 с.). ISBN 978-5-91402-276-8 Каждая из карточек комплекта в формате сказки знакомит читателей с одним из приёмов решения творческих задач – ситуаций открытого типа. У таких заданий нет единственно правильного решения, поскольку каждая приемлемая идея ребёнка, отличаясь оригинальностью, в той или иной мере даёт ответ на поставленный вопрос. Издание будет полезно детям дошкольного и младшего школьного возраста и их наставникам, стремящимся существенно усилить творческую составляющую своих воспитанников. УДК 371.398 ББК 74.202.9 + 74.202.20 Утёмов Вячеслав Викторович Горев Павел Михайлович Суслопарова Ярослава Владимировна Поучительные сказки Совёнка Художники: Т. Коршунова, К. Малкова, У. Шиянова, С. Кузнецова Издательство «О-Краткое» 610 020 г. Киров, ул. Свободы, д. 67, оф. 7 тел. +7 (8332) 21-19-17 e-mail: okrat@okrat.ru Подписано в печать 07.12.2021. Формат 60x84/16. Усл. п. л. 2,85. Тираж 500 экз. Заказ № 0000. Отпечатано в ООО «Кировская областная типография» 610004, г. Киров, ул. Ленина, 2в. ISBN 978-5-91402-276-8 © Утёмов В. В., Горев П. М., Суслопарова Я. В., 2021 © Оформление. О-Краткое, 2021
Стр.96

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически