Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 610594)
Контекстум

Новая педагогика высшей школы: непрерывное образование, цифровая среда, человек обучающийся (207,00 руб.)

0   0
Первый авторЛызь Н. А.
АвторыЛызь А. Е., Южный федер. ун-т
ИздательствоРостов н/Д.: Изд-во ЮФУ
Страниц140
ID884541
АннотацияВ учебном пособии авторы анализируют феномены новой образовательной реальности в современном динамичном цифровом мире и дают ответы на актуальные вопросы педагогики высшей школы. Как взаимосвязаны формальное, неформальное и информальное образование? На какие результаты нужно ориентировать высшее образование? Какие возможности и риски влечет за собой цифровизация образования? Как изменяется образовательный процесс, деятельность обучающихся и преподавателей в новых условиях? На основе современных отечественных и зарубежных научных исследований в пособии представлена модель факторов эффективности высшего образования, раскрыты особенности деятельности студентов и способы педагогического управления ею.
Кому рекомендованоПособие предназначено для аспирантов, изучающих курс «Педагогика высшей школы», преподавателей и исследователей образовательного процесса.
ISBN978-5-9275-4589-6
УДК378(075.8)
ББК74.580я73
Лызь, Н.А. Новая педагогика высшей школы: непрерывное образование, цифровая среда, человек обучающийся : учеб. пособие [для аспирантов] / А.Е. Лызь; Южный федер. ун-т; Н.А. Лызь .— Ростов-на-Дону : Изд-во ЮФУ, 2024 .— 140 с. — ISBN 978-5-9275-4589-6 .— URL: https://rucont.ru/efd/884541 (дата обращения: 10.04.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

«Новая_педагогика_высшей_школы_непрерывное_образование,_цифровая_среда,_человек_обучающийся».pdf
Оглавление УДК 378(075.8) ББК 74.580я73 Л882 Печатается по решению кафедры психологии и безопасности жизнедеятельности Южного федерального университета (протокол № 13 от 6 июня 2023 г.) Рецензенты: декан факультета экономики и права Таганрогского института имени А. П. Чехова (филиал) Ростовского государственного экономического университета (РИНХ), доктор педагогических наук, доцент И. А. Стеценко профессор кафедры экологии и безопасности жизнедеятельности Института управления в экономических, экологических и социальных системах Южного федерального университета, доктор педагогических наук, доцент Е. Н. Каменская Лызь, Н. А. Л882 Новая педагогика высшей школы: непрерывное образование, цифровая среда, человек обучающийся : учебное пособие / Н. А. Лызь, А. Е. Лызь ; Южный федеральный университет. – Ростов-на-Дону ; Таганрог : Издательство Южного федерального университета, 2024. – 138 с. ISBN 978-5-9275-4589-6 В учебном пособии авторы анализируют феномены новой образовательной реальности в современном динамичном цифровом мире и дают ответы на актуальные вопросы педагогики высшей школы. Как взаимосвязаны формальное, неформальное и информальное образование? На какие результаты нужно ориентировать высшее образование? Какие возможности и риски влечет за собой цифровизация образования? Как изменяется образовательный процесс, деятельность обучающихся и преподавателей в новых условиях? На основе современных отечественных и зарубежных научных исследований в пособии представлена модель факторов эффективности высшего образования, раскрыты особенности деятельности студентов и способы педагогического управления ею. Пособие предназначено для аспирантов, изучающих курс «Педагогика высшей школы», преподавателей и исследователей образовательного процесса. УДК 378(075.8) ББК 74.580я73 ISBN 978-5-9275-4589-6 © Южный федеральный университет, 2024 © Лызь Н. А., Лызь А. Е., 2024 © Оформление. Макет. Издательство Южного федерального университета, 2024 2
Стр.3
Оглавление ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………….. 7 1. ФЕНОМЕНЫ НОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ ……………………………... 10 1.1. Непрерывное образование ………………………………………. 10 1.1.1. Образование как процесс и отрасль практики ………………. 10 1.1.2. Формальное, неформальное и информальное образование … 11 1.1.3. Образование в профессиональной деятельности ……………. 13 1.1.4. Интеграция форм образования ………………………………….. 14 1.1.5. Образование и самообразование в жизненном пути человека 14 1.2. Ключевые ориентиры высшего образования …………………... 16 1.2.1. Влияние социальных тенденций на ориентиры образования .. 16 1.2.2. Цифровые технологии как средство разомкнутости и избыточности образования ……………………………………………………. 16 1.2.3. Онлайн-обучение и смешанное обучение ………………………. 17 1.2.4. Студентоцентрированность и индивидуализация обучения 1.2.5. Компетентностная ориентация образования ………………. 21 19 1.3. Цифровые средства образовательного процесса ………………. 23 1.3.1. Активно используемые в обучении цифровые средства ……. 23 1.3.2. Цифровые средства поддержки непрерывного образования 1.3.3. Использование искусственного интеллекта в образовании 24 25 1.3.4. Системы управления образовательными траекториями …. 26 1.3.5. Интеллектуальные адаптивные обучающие системы …….. 28 1.4. Риски цифровизации образования ……………………………… 32 1.4.1. Риски потери качества обучения ……………………………….. 32 1.4.2. Риски личностного развития обучающихся …………………... 34 1.4.3. Риски для психологического благополучия обучающихся и педагогов ……………………………………………………………………. 35 1.4.4. Риски потери субъектности и манипулирования сознанием 36 1.4.5. Систематизация рисков цифровизации образования ………. 38 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И ФАКТОРЫ ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ …………………………... 40 2.1. Многообразие ценных результатов образования ………………. 40 2.1.1. Универсальные и профессиональные компетенции …………. 40 3
Стр.4
Оглавление 2.1.2. Картина мира и субъектность как основа компетенций ….. 41 2.1.3. Образовательная успешность студентов ……………………. 42 2.2. Факторы результативности образования ……………………….. 44 2.2.1. Многоуровневая модель факторов результативности образования ……………………………………………………………………. 44 2.2.2. Педагогические принципы студентоцентрированного обучения …………………………………………………………………………. 46 2.2.3. Эффективные практики обучения ……………………………… 47 2.3. Готовность студентов к обучению в вузе ………………………. 49 2.3.1. Студент как субъект учебно-профессиональной деятельности ………………………………………………………………………… 49 2.3.2. Структура готовности к обучению в вузе …………………… 50 2.3.3. Готовность студентов к онлайн-обучению ………………….. 53 2.3.4. Дефициты в готовности студентов к обучению в вузе ……. 54 3. ЧЕЛОВЕК ОБУЧАЮЩИЙСЯ: ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОПЫТ …………………………………… 59 3.1. Саморегулируемое и самоуправляемое обучение ……………... 59 3.1.1. Формы учебной деятельности …………………………………... 59 3.1.2. Структуры саморегулируемого и самоуправляемого обучения 61 3.1.3. Переход к самоуправляемой учебной деятельности ………… 62 3.2. Образовательная деятельность в интернет-пространстве ……... 65 3.2.1. Особенности информационно-образовательной деятельности …………………………………………………………………………. 65 3.2.2. Возможности информационно-образовательной деятельности …………………………………………………………………………. 66 3.2.3. Факторы эффективности образовательной деятельности в интернет-пространстве ……………………………………………….. 67 3.3. Образовательный опыт студентов ……………………………… 69 3.3.1. Значимость студенческого опыта …………………………….. 69 3.3.2. Образовательный опыт как основа успешности студентов 70 3.3.3. Состав образовательного опыта студентов ……………….. 72 3.3.4. Образовательный опыт как индикатор успешности обучения 74 3.4. Совмещение учебы с работой …………………………………… 75 3.4.1. Особенности совмещения учебы с работой …………………. 75 3.4.2. Образовательный опыт работающих студентов ………….. 76 4
Стр.5
Оглавление 3.4.3. Факторы успешности работающих студентов ……………. 78 3.4.4. Поддержка вузом работающих студентов ………………….. 79 4. ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ …………………….. 81 4.1. Новые функции преподавателя …………………………………. 81 4.1.1. Расширение традиционных функций преподавателя ………. 81 4.1.2. Проектирование образовательного процесса ………………... 81 4.1.3. Осуществление образовательного процесса …………………. 83 4.1.4. Контроль результатов …………………………………………… 84 4.1.5. Целостность деятельности преподавателя ………………… 86 4.2. Способы педагогического управления деятельностью студентов 87 4.2.1. Прямые способы управления ……………………………………... 87 4.2.2. Опосредованные способы управления ………………………….. 88 4.2.3. Реализация управления в образовательной технологии ……. 91 4.3. Управление познавательной деятельностью студентов ………. 92 4.3.1. Подходы к управлению учебно-познавательной деятельностью ………………………………………………………………………. 92 4.3.2. Конструктивистский подход к освоению знаний ……………. 96 4.3.3. Модель учебно-познавательной деятельности и управление ею ………………………………………………………………………… 97 4.4. Управление мотивацией и вовлеченностью студентов ………... 101 4.4.1. Комплексный характер мотивации обучения в вузе ………… 101 4.4.2. Виды мотивов ………………………………………………………. 102 4.4.3. Повышение вовлеченности студентов и управление мотивацией ………………………………………………………………………... 104 4.4.4. Управление вовлеченностью при онлайн-обучении ………….. 108 4.5. Поддержка самостоятельной деятельности и самообразования студентов ……………………………………………………………… 110 4.5.1. Важность поддержки самостоятельности в обучении …… 110 4.5.2. Модель управления саморегулируемым обучением ………….. 111 4.5.3. Поддержка мотивации, рефлексии и саморегуляции деятельности …………………………………………………………………... 113 4.5.4. Педагогическое управление самообразованием ……………… 115 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………... 118 5
Стр.6
Оглавление ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЙ, ОБСУЖДЕНИЙ, ИССЛЕДОВАНИЙ ………………………………... 120 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………….. 125 ПРИЛОЖЕНИЕ Опросник образовательного опыта студентов ……………………….. 133 6
Стр.7

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически