10 11
ОСНОВЫ
И ПЕДАГОГИКИ
КЛАССЫ
Б
Практикум по учебному
проектированию
Учебное пособие,
разработанное в комплекте с учебником
Допущено
Министерством просвещения
Российской Федерации
2-е издание, стереотипное
«Просвещение»
2025
Москва
.
.
ПСИХОЛОГИИ
© АО «Издательство «Просвещение» для коллекции ООО «ЦКБ «БИБКОМ»
Стр.2
УДК 373.167.1:[37+159.9]+[37+159.9](075.3)
ББК 74.0я721+88.2я721
О-75
Авторский коллектив: В. С. Басюк, Е. И. Казакова, Е. Ю. Брель, Е. Г. Врублевская,
Т. Г. Галактионова, Л. С. Илюшин, С. А. Минюрова, А. А. Азбель, Н. С. Белоусова,
И. Э. Кондракова, И. А. Писаренко, В. Е. Пугач.
В. С. Басюк, д-р психол. наук, академик РАО.
Научный руководитель авторского коллектива:
Е. И. Казакова, д-р пед. наук, чл.-корр. РАО.
Руководитель авторского коллектива:
учебное пособие допущены к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования
Учебник (2-е издание, стереотипное соответствует 1-му изданию) и разработанное в комплекте с ним
в соответствии с Приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 858 от 21.09.2022 г.
(в ред. Приказа Минпросвещения России № 119 от 21.02.2024).
Издание выходит в pdf-формате.
Б
О-75
Основы педагогики и психологии : 10—11-е классы : практикум по
учебному проектированию : учебное пособие, разработанное в комплекте
с учебником : издание в pdf-формате / В. С. Басюк, Е. И. Казакова,
Е. Ю. Брель [и др.]. — 2-е изд., стер. — Москва : Просвещение, 2025. —
127, [1] с. : ил.
ISBN 978-5-09-124960-6 (электр. изд.). — Текст : электронный.
ISBN 978-5-09-122405-4 (печ. изд.).
Данное учебное пособие разработано в комплекте с учебником «Основы
педагогики и психологии. 10—11 классы» (авторы: В. С. Басюк, Е. И. Каза кова,
Е. Ю. Брель и др.).
В пособии содержатся практические задания для проектной и ис следовательской
деятельности учащихся, включающие пошаговые планы работы,
списки дополнительных источников и рекомендации по выполнению заданий.
Практикум может быть рекомендован не только учащимся психологопедагогических
классов, но и старшеклассникам, ориентированным на проект
ную и исследовательскую деятельность.
УДК 373.167.1:[37+159.9]+[37+159.9](075.3)
ББК 74.0я721+88.2я721
ISBN 978-5-09-124960-6 (электр. изд.)
ISBN 978-5-09-122405-4 (печ. изд.)
© АО «Издательство «Просвещение», 2024
© Художественное оформление.
АО «Издательство «Просвещение», 2024
Все права защищены
.
.
© АО «Издательство «Просвещение» для коллекции ООО «ЦКБ «БИБКОМ»
Стр.3
ПРАКТИКУМ ПО УЧЕБНОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ........................................... 6
Модуль 1.
Задача № 2. Исследуем и проектируем навыки
будущего педагога .................................
Задача № 3. Исследуем учебную самостоятельность .....
Педагогические классы. Искусство самоопределения ... 8
Задача № 1. Исследуем гипотезу об одарённости . . . . . . . . 8
11
14
Модуль 2. Кому и зачем нужна педагогика?
Педагогика как часть культуры человечества ......... 16
Задача № 1. Проводим сравнение школ XX и XXI вв. . . . 16
Задача № 2. Создаём проект кинокурса «Образцы
и ориентиры. Горячая десятка» ......................
Задача № 3. Исследование-эссе на тему «Зачем
нужен учитель?» и организация дискуссии по нему .....
Задача № 4. Исследуем развитие собственного
познавательного интереса ..........................
Б
Задача № 1. Анализируем истоки и основы
житейской психологии .............................
Задача № 2. Исследуем и определяем
личностно-профессиональную траекторию развития ....
Задача № 3. Исследуем образ учителя будущего
в представлении современных старшеклассников .......
Задача № 1. Имя — кристалл личности человека .......
Задача № 2. Проектируем возможности
личностного роста .................................
Задача № 3. Анализируем проявления
своей индивидуальности ............................
Задача № 1. Исследуем собственный
эмоциональный внутренний мир .....................
.
Задача № 2. Исследуем и анализируем
собственные подходы к принятию важных решений ....
© АО «Издательство «Просвещение» для коллекции ООО «ЦКБ «БИБКОМ»
19
21
24
Модуль 3. Психология в жизни каждого из нас .......... 26
26
28
31
Модуль 4. Человек как уникальная личность
в социальном взаимодействии ...................... 34
34
36
38
Модуль 5. Развитие личностного потенциала человека .... 40
40
.
43
Стр.4
4
ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
Задача № 3. Анализируем свои жизненные цели
и способы их достижения ..........................
Задача № 1. Создаём лэпбук для учащихся
младших классов «Логические задачки.
Весело и красиво» .................................
Задача № 2. Даниэль Пеннак. «Права читателя».
Исследуем читательское поведение ...................
Задача № 3. Проект педагогического разговорника
«Язык обратной связи» ............................
Задача № 4. Исследуем метод коллективного
взаимного обучения. «Талгенизм в действии» ..........
45
Модуль 6. Как мы учимся? Искусство эффективного
познания. Человек как субъект деятельности .......... 47
47
50
54
56
Модуль 7. Учимся учиться самостоятельно
(от матетики Коменского к внутрифирменному
обучению) ....................................... 60
Задача № 1. Исследуем мотивацию учебной
деятельности .....................................
Б
Задача № 3. Проводим исследование на тему
«Какие методы конспектирования эффективны?».......
Модуль 8. Как мы живём и работаем вместе?
Человек как член сообщества .......................
Задача № 1. Об обучающем(ся) классе и школе .........
Задача № 2. Формула доверия .......................
Задача № 3. Создаём «Манифест сотрудничества» ......
Модуль 9. Азбука общения: от А до Я ..................
Задача № 1. Изучаем и применяем навыки
эффективного общения ............................
Задача № 2. Изучаем культуру и правила
виртуального общения .............................
Задача № 3. Анализируем пути и способы
разрешения конфликтных ситуаций .................
Модуль 10. Универсальные компетенции
для жизни и учёбы ................................
.
Задача № 1. Исследуем области применения
навыков командной работы .........................
© АО «Издательство «Просвещение» для коллекции ООО «ЦКБ «БИБКОМ»
60
Задача № 2. Исследуем мнение школьников
о значимости образования на протяжении всей жизни . . . 63
65
67
67
71
74
79
79
82
84
86
.
86
Стр.5
ПРАКТИКУМ ПО УЧЕБНОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ
Задача № 2. Исследуем навыки коммуникации ........
Задача № 3. Анализируем свои навыки
критического мышления ...........................
Модуль 11. Проектирование своей истории успеха ........
Задача № 1. Анализируем свой
профессиональный выбор ...........................
Задача № 2. Проектируем возможности
карьерного развития ...............................
Задача № 3. Анализируем личностный потенциал
класса для эффективной командной работы ...........
5
88
90
93
93
95
97
Модуль 12. Где и как работают педагоги?
Педагогика в современном обществе . . . . . . . . . . . . . . . . . 99
Задача № 1. Проектируем «умные» школьные стены . . . . 99
Задача № 2. Взвешиваем педагогический багаж ........ 102
Задача № 3. «Образовательные витамины»
для подростков ................................... 105
Задача № 4. Учебник «под микроскопом» ............. 108
Б
Модуль 13. Практическая психология на каждый день .... 111
Задача № 1. Исследование «Что такое
„телефон доверия“?» ............................... 111
Задача № 2. Проводим исследование «Нужно ли
преподавать психологию в школе?» .................. 114
Задача № 3. Проводим исследование
«Какие новые профессии будут нужны в будущем?» .... 116
Модуль 14. Правовые основы современных
психологических и педагогических практик ........... 118
Задача № 1. Игровое занятие для учащихся
8—9 классов на знание федерального закона
«Об образовании в Российской Федерации» . . . . . . . . . . . . 118
Задача № 2. Строим школьную службу медиации ...... 121
Задача № 3. Я — абитуриент ........................ 124
.
.
© АО «Издательство «Просвещение» для коллекции ООО «ЦКБ «БИБКОМ»
Стр.6