ЦИФРЫ. ФАКТЫ. СТАТИСТИКА
ЛОГИСТИКА МОРСКИХ
ПЕРЕВОЗОК В СИСТЕМЕ
МИРОХОЗЯЙСТВЕННЫХ
СВЯЗЕЙ: ПРОБЛЕМЫ
И ПЕРСПЕКТИВЫ
Пётр Куренков,
д.э.н., профессор
кафедры управления
транспортным бизнесом
и интеллектуальными
системами, Российский
университет транспорта
(РУТ-МИИТ)
Екатерина Андрущак,
преподаватель кафедры
международных отношений
и геополитики транспорта,
Российский университет
транспорта (РУТ-МИИТ)
Ирина Солоп,
к.т.н., доцент кафедры
управления
эксплуатационной работой,
Ростовский государственный
университет путей
сообщения (РГУПС)
Григорий Лёвкин,
к.в.н., доцент кафедры
экономики транспорта,
логистики и управления
качеством, Омский
государственный
университет путей
сообщения (ОмГУПС)
Екатерина Умнова,
магистрант, кафедра
экономики транспорта,
логистики и управления
качеством, Омский
государственный
университет путей
сообщения (ОмГУПС)
Перспективы мировой морской
торговли на 2020–2024 гг.
Согласно прогнозам ЮНКТАД, международная
морская торговля выросла
в 2019 г. на 2,6% и будет показывать
совокупные ежегодные темпы роста
в 3,4% в течение 2019–2024 гг. Эти
цифры основаны на оценке эластичности
доходов от морской торговли
за период 2006–2018 гг. и последнем
прогнозе роста ВВП Международного
валютного фонда на 2020–
2025 гг.
Прогнозируемый рост (табл. 1) согласуется
с историческими тенденциями,
согласно которым морская торговля
увеличивалась со среднегодовым
темпом роста в 3,4% с 2006 по 2018 гг.
Ожидается, что объемы торговли контейнерными
и сыпучими грузами покажут
совокупный ежегодный прирост
в размере 4,5 и 3,9% соответственно
за период 2020–2025 гг. Прогнозируется
рост торговли танкерами (комбинированная
сырая нефть, очищенные
нефтепродукты, газ и химикаты) на
2,2% за тот же период.
20
11
2020
Неопределенность остается главной
темой в нынешних условиях
функционирования морского транспорта,
и предполагаемый рост зависит
от реализации прогнозируемого роста
ВВП. На рост также будут влиять тенденции
в некоторых сегментах рынка,
которые пострадали от реализации
рисков в начале 2019 г.
К ним относятся сбои в торговле жеСнижение
рисков
и неопределенности
В 2018 г. торговая напряженность
лезной рудой, вызванные циклоном Вероника
в Австралии и аварией на плотине
Вейл в Бразилии. Торговля зерном
и контейнерами останется в авангарде
текущей торговой напряженности. Ожидается,
что поставки сырой нефти из
Атлантического бассейна в Азию поддержат
объемы танкеров, в то время
как санкции, затрагивающие Исламскую
Республику Иран и Боливарианскую Республику
Венесуэла, а также соблюдение
сокращений добычи Организацией
стран-экспортеров нефти, вероятно, окажут
давление на танкерную торговлю.
В целом на перспективы роста мировой
морской торговли будут влиять степень
и скорость, с которой развиваются некоторые
из этих тенденций.
и рост протекционизма повлияли на
решение Великобритании и Северной
Ирландии покинуть Европейский
союз, что, вероятно, не окажет
значительного влияния на мировую
морскую торговлю. Другими рисками
2018 г. стали экономический переход
в Китае, геополитические потрясения,
стихийные бедствия и сбои в маршрутах
доставки и цепочках поставок,
а также переход на бункерное топливо
с низким содержанием серы
и низкоуглеродистые перевозки. Можно
ожидать, что указанные факторы
будут оказывать дальнейшее давление
на морской транспорт и торговлю
в долгосрочной перспективе.
Торговая напряженность
и рост тарифов
Тарифная эскалация и усиление торговой
напряженности в 2018 и 2019 гг.
резко контрастируют с прошлыми тенLOGISTICS
Стр.1