Левкин, Г. Г. Практические и теоретические аспекты использования систем для проверки
текстов на заимствования и уникальность / Г. Г. Левкин // Наука, образование, транспорт:
актуальные вопросы, приоритеты, векторы взаимодействия: II Международ. науч.методич.
конф. – Самара-Оренбург: СамГУПС, ОрИПС, 2023. – С. 56-59.
УДК 001.893
ПРАКТИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМ
ДЛЯ ПРОВЕРКИ ТЕКСТОВ НА ЗАИМСТВОВАНИЯ И УНИКАЛЬНОСТЬ
Левкин Г.Г.
Омский государственный университет путей сообщения, Омск, Россия
В статье рассмотрены практические и теоретические аспекты использования
системы анализа научных текстов при написании научных статей. Выявлена уязвимость
текущего алгоритма проверки текста на уникальность в системе Антиплагиат.ру.
Определены особенности отношения в научном мире к инструментам искусственного
интеллекта, необходимость совершенствования интерпретации отчетов на
заимствования в практической деятельности.
Ключевые слова: текст, плагиат, заимствование, научная работа, уникальность,
искусственная генерация текста.
Повсеместное развитие цифровых технологий постепенно меняет нашу жизнь не
только с точки зрения комфорта, положительных результатов, но и в сторону ухудшения
качества профессиональной деятельности. При популяризации цифровых инструментов
они рассматриваются как «вещи в себе» или же с однозначным утилитарным значением.
Очень часто внедрение новых технологий приносит ущерб человеку, так как нарушается
естественная иерархия отношений между пользователем устройства и самим техническим
устройством. Это приводит к тому, что происходит замена рабочих мест на робототехнику
или программное обеспечение. В то же время не всегда просчитываются долгосрочные
последствия от такой замены, что приводит к долгосрочным социальным негативным
эффектам, в том числе деградации отдельных профессий или в общем смысле угнетению
интеллектуальной или физической деятельности людей из-за невостребованности.
Практика показывает, что вместе с новым техническим или технологическим
решением необходимо создавать детальное методическое обеспечение, которое включает в
себя инструкции для пользователей различного уровня. Кроме того, наряду с инструкциями
нужно формировать пользователей, что включает в себя, в том числе, создание программ
обучения для специалистов предметной области.
Исторически переход на новый технологический уклад приводил к изменению
профессионального образования, формированию смежных отраслей. Более понятное для
технических новшеств, которые имеют физическую природу, для информационных
продуктов становится все более сложным из-за их виртуальной природы. Иллюзорная
легкость при внедрении этих систем не учитывает множества последствий, в том числе
негативного характера. Сложность правильного восприятия виртуальных сервисов связана
с тем, что интеллектуальная деятельность является одним из самых сложных видов
деятельности, так как невидима, неощутима и требует особых умений, навыков анализа и
синтеза информации.
Цель исследования – изучить практические и теоретические аспекты использования
систем для проверки текстов на заимствования и уникальность.
Задачи исследования: провести анализ действующего алгоритма системы
Антиплагиат.ру на его способность выявить искусственно сгенерированный текст;
определить место информационных технологий в деятельности человека.
Стр.1