№ 4 Б.А. Захарьин ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ В ДЖАЙНИЗМЕ1 В статье коротко характеризуются основные эпистемологические достижения джайнизма, одного из интереснейших религиозно-философских учений Индии в I тысячелетии до н.э. <...> Анализируются две важнейшие теории познания у джайнов: семишаговая шкала «точек зрения» на объект (naya-vaada) и семичленная же релятивистско-плюралистическая доктрина отношений между познающим субъектом и объектом познания (Syaad-vaada). <...> The main achievements in the sphere of epistemology obtained in Jainism, one of the most interesting trends in religious and philosophical life of India in the 1st millennium b.c, are briefl y characterized in the paper. <...> Джайнизм как особое течение в религии и философии Индии зародился в поздневедийский период ее истории (в VII–VI вв. до н. э.), «благодаря альтернативности . в самой брахманистской культуре», когда теоретики брахманизма, стремясь «создать рациональный и герметический космос идеальной организации общества . вызвали к жизни хаос религиозно-аскетических течений, по своей идейной тенденции прямо антибрахманских»2. <...> Согласно джайнским агиографическим текстам основные положения джайнизма были изложены уже жившим в незапамятные времена тиртханкаром Ришабхой (скр. tirthaM-kara- «творец переправы»). <...> Затем джайнизм семикратно угасал и возрождался в религиозно-философской жизни Индии3, пока 24-й тиртханкар Джина Махавира, живший в период 599–527 гг. <...> 1 Статья являет собой переработанный текст доклада «Релятивистско-плюра листическая концепция ‘Syaad-vaada’ как основа познания в религии джайнов», сделанного на научной конференции «Ломоносовские чтения. <...> Считается, что другое антибрахманское философское учение, буддизм, возникшее, как и джайнизм, в земледельческих кругах (кшатра) Востока Индии, было младше джайнизма, поскольку земная жизнь Джины Махавиры ко времени первых проповедей Будды, вероятно, уже закончилась. <...> Согласно джайнской философии, никем и никогда несоздававшийся мир и объекты в нем существуют вечно, балансируя между возникновением, упадком <...>