Публицистика Владимир Медведев Шаман и свидетель Разрозненные заметки Какой будет художественная литература недалекого будущего? <...> Как выразился екатеринбургский издатель Сергей Симаков: «Литература развивается, книгоиздательский бизнес умирает». <...> Уместно ли сваливать в одну кучу творчество, литературный процесс и приземленный бизнес? <...> Европейская литература Нового и Новейшего времени (и русская, разумеется, в том числе) не просто сложилась и развивалась одновременно с новым общественным строем. <...> Шаман и свидетель Не случайно она бунтовала против него столь яростно. <...> Собственно, уже сам проект Иоганна Гутенберга был чисто капиталистическим. <...> Гутенберг не изобрел ни книгопечатание, как иногда утверждают, ни наборный типографской шрифт. <...> Юрий Аммосов метко назвал его проект первым в истории венчурным бизнесом1 . <...> У Гутенберга уже имелась типография, в ней печаталась какая-то продукция, а средства требовались для выполнения грандиозного замысла — издания первой в истории печатной Библии. <...> Когда печать тиража подходила к концу, ангел Фуст подал в суд иск на Гутенберга — тот-де, использовал кредит не по назначению — и выиграл. <...> «Историки почти не сомневаются, что Фуст воспользовался сложным финансовым положением Гутенберга, чтобы захватить контроль за бизнесом в момент, когда стало очевидно, что книгопечатание — дело прибыльное», — комментирует эту историю Юрий Аммосов. <...> В 1455 году Фуст и Шеффер (бывший сотрудник Гутенберга, который дал на суде показания в пользу его соперника) уже наладили свое дело, приспособленное к стандартизированному производству, а спустя двадцать лет крупные печатные предприятия работали повсеместно по всей Европе. <...> Типография Венчурный — то есть рискованный (от английского venture — рискованный) научнотехнический или технологический бизнес, требующий долгосрочных инвестиций. <...> Шаман и свидетель 215 раскрепостила писателя, приучила его к расточительности мыслей и слов, немыслимой <...>