Критика ЛИТЕРАТУРА И ЖИЗНЬ Людмила Лаврова Есть ли ответы в пространстве будущего? <...> Анар В том-то и беда, что понимаешь, все понимаешь, всех понимаешь, потому и остаешься, в конце концов, не понятый никем… <...> Надежда лишь на то, что есть Пространство будущего. <...> . Такой образ Анара, как озарение, внезапно возник и закрепился в сознании, когда несколько лет назад работала над книгой о нем и его творчестве и как будто заново перечитывала его прозу, статьи и поэзию. <...> Заново, потому что изменилось время, подходы к литературе, цена слова, хотя не изменись наши вопросы о смысле человеческого существования, на которые нынешняя литература не дает ответа, уютно устроившись в лабиринтах постмодернизма или охотно пристроившись на поводок коммерции. <...> Анар начинал писать в советское время, но, как и все мы, пережив сложные исторические переломы, сумел сохранить в своем слове главное — искренность, подлинность чувств и размышлений, о чем бы он ни писал, будь то фантасмагорическая, пронзительная любовная драма «Шестой этаж пятиэтажного дома», историкосоциальный мини-роман «Комната в отеле», гротескная психологическая новелла «Юбилей Данте» или философские притчи «Белый овен, черный овен» и «Амулет от сглаза». <...> При этом в каждой анаровской строчке ты ощущаешь присутствие автора, это «земная», укорененная в национальной почве проза, но одновременно он недосягаем, парит где-то в небесах, в иных измерениях, цивилизациях и вселенных. <...> Подобное чувство возникает с особой силой, когда читаешь его исповедальные «Ночные мысли», созданные в «темное время» для Азербайджана, в начале 90-х годов, и охватывающие размышления автора об актуальной политике и об исламе, о России и Турции, о роли культуры в стремительно меняющемся мире и национальном достоинстве своего народа, об истории цивилизаций и о судьбе народов в истории… <...> Порой даже кажется, что фигура Анара — общественного Людмила Лаврова. <...> 241 деятеля, просветителя, исследователя <...>