УДК 94 (3) ПЕРЕЖИТКИ ИНИЦИАЦИОННЫХ ОБРЯДОВ В ЛЕГЕНДЕ О ЦЕКУЛЕ В. А. <...> Гончаров Воронежский колледж «Номос» Поступила в редакцию 21 ноября 2012 г. Аннотация: история о Цекуле, основателе италийского города Пренесте, пересказ которой приводится в сочинениях ряда древних авторов, представляет собой один из немногих фрагментов латинской легендарной традиции, дошедших до нашего времени. <...> По мнению автора, в данной легенде, помимо прочего, содержится немало указаний на то, что у древнейшего населения Италии, судя по всему, существовали достаточно масштабные обряды инициационного характера, предполагавшие отделение от матери, испытание огнем (возможно, являвшееся символом смерти и возрождения) и определенный период жизни «в дикости», в составе «разбойничьего» братства юношей. <...> In the author’s opinion, among many other things, this legend contains a body of evidence showing that the earliest population of Italy probably performed some large-scale rites of initiatory nature providing for separation from mothers, a fi re ordeal (supposedly, symbolic death and resurrection) and a period of life ‘in the wild’, within a brotherhood of young ‘robbers’. <...> Ее краткий пересказ сохранился у Вергилия (Aen. <...> VII, 681 – со ссылкой на Origines Катона), а также у Юлия Солина (II, 9 – со ссылкой на некие Praenestini Libri) и в Первом Ватиканском мифографе (I, 83). <...> Исследователи уже давно обратили внимание на достаточно архаичную природу рассматриваемой легенды, усматривая в отдельных эпизодах из жизни Цекула пережитки самых различных первобытных обычаев и религиозных ритуалов, в том числе и инициационного характера. <...> При этом основное внимание вполне естественно обращалось на жизнь пренестинского героя среди пастухов, непосредственно предшествовавшую основанию города. <...> Мы же попытаемся доказать, что проведение параллелей с посвятительными обрядами, зафиксированными у многих народов, стадиально близких древнейшему населению Италии, позволяет говорить о том, что в легенде о Цекуле сохранились отголоски практически всех элементов инициационного комплекса. <...> Напомним, что первым актом любой инициации <...>